Российская Газета: У "Норникеля" одна из крупнейших программ поддержки коренных народов. Какие основные критерии были использованы для ее разработки?
Андрей Грачев: Первый критерий, который мы поставили во главу угла, это принцип "Ничто для нас без нас". Когда мы составляли программу, мы не сами писали ее, мы объездили общины, провели переговоры с ними, и они дали нам свои предложения. Туда вошли наиболее актуальные вопросы, связанные с жизнью коренных народов Севера и в наибольшей степени волнующие наших соседей. И после того, как мы составили план, мы повторно провели переговоры с руководителями общин, которые подписались под этой программой.
Первый принцип - народность программы. Второй момент - принципиальная прозрачность этой программы. Она прошла обсуждение в общинах, и все знали, какие мероприятия в нее войдут и когда будет завершен тот или иной проект. Третий момент - это конкретность. Каждое положение программы имеет свою смету, срок сдачи объекта. И эта конкретика привнесена нами. Каждая программа должна иметь контролирующий орган, который постоянно обязан мониторить степень исполнения мероприятий. По просьбе представителей общин Таймыра, совместно с Заполярным филиалом компании был создан Координационный совет, который контролирует выполнение планов и корректирует этот план в связи с возникновением новых идей.
РГ: А кто был инициатором создания этого Совета?
АГ: Полтора года назад Владимир Потанин получил обращение представителей общин Таймыра с просьбой создать такой Совет в компании. По его мнению, Координационный совет должен действовать на той территории, где компактно проживают коренные малочисленные народы Севера. Поэтому прозвучало встречное предложение: давайте создадим не в Москве, а на Таймыре. И в Совет должны войти представители муниципальной власти, представители общин и представители Норильского дивизиона компании.
РГ: Норникель получил первый СПОС в арктической зоне РФ. Почему компания инициировала эту процедуру, какова динамика процесса и удалось ли уже сдать какие-то объекты?
АГ: Главным тут опять является принцип "Ничто для нас без нас". И второй момент - переговоры и учет интересов. Это входит в корпоративную культуру Норникеля. Мы всегда говорили, что наша политика в отношении коренных народов Севера основывается на трех принципах.
Первое - это учет интересов коренных народов Севера. Второе - поддержание традиционных промыслов. И третье - это постоянный диалог с представителями народов Таймыра. Конечно, ситуация, которая сложилась, тоже повлияла. Исторически в 70-х годах люди расселились в вахтовом поселке газовиков в Тухарде. Теперь ужесточилось Российское законодательство по обустройству санитарно-защитных зон. Объективно возникла необходимость проведения этой процедуры. Мы провели три схода, было представлено несколько вариантов решения этого вопроса, сами жители Тухарда выбрали свой вариант. И в результате было выбрано наиболее подходящее место с точки зрения экологии и возрождения промыслов. И процесс там идет. Совету представителей был направлен проект технического задания нового поселка. Были внесены замечания и корректировки в этот документ со стороны жителей Тухарда.
РГ: Какие проекты туристической инфраструктуры, связанные с коренными народами, будут реализованы в ближайшее время?
АГ: В ближайшее время в Усть-Аваме будет построен визит-центр, который будет способствовать развитию этно-туризма на территории Таймыра. Мы рассматриваем эти объекты не только с точки зрения дополнительных рабочих мест для местного населения, но и надеемся, что они будут визитной карточкой этого региона. Представители общин считают, что именно туризм позволит дополнить их заработки наряду с традиционными видами деятельности.
РГ: Как будет идти работа с коренными народами при разработке Колмозерского месторождения?
АГ: У нас уже давно с саамами Мурманской области установились хорошие отношения. Мы подписали соглашение, в рамках которого уже первые шаги сделаны. Мы издали сборник стихов саамских поэтов, будем продолжать и дальше развивать эти отношения. Мы понимаем, что и здесь мы должны учитывать интересы саамов. Опыт у нас есть, мы готовы к дальнейшему разговору. Тем более что тут есть возможность избавить Россию от "литиевой зависимости". С июня у нас начались с саамами предварительные консультации по литиевому проекту. Пока все на стадии информирования и сбора данных.
РГ: В рамках форума проходит выставка фотохудожника Химушина. Расскажите о ней.
АГ: Химушин - художник, который показывает соль жизни коренных народов. Это человек с высокой международной известностью. Он выставлялся в ЮНЕСКО в Париже, в Швейцарии в представительстве ООН и в Нью-Йорке. Его работы феноменальны, это взгляд изнутри человека, который сам представитель коренного народа Севера и может показать то, что для нас не видно. Для нас это очень важно.
РГ: Каков главный итог этого форума?
АГ: Я назову несколько моментов.
Первое - мы ощутили, что бизнес в решении вопросов развития коренных народов востребован государством.
Второе - мы убедились в том, что цели коренных народов, государства и бизнеса либо совпадают полностью, либо идентичны. И это залог будущего сотрудничества.
И третье - мы договорились о том, что практики взаимоотношений с коренными народами, которые существуют в различных субъектах, будут проанализированы. Я услышал много интересного от представителей Якутии и от Югры. У каждого есть свой опыт и надо собрать это, разместить на сайте ФАДН и сделать общедоступным для всего бизнес-сообщества и всех субъектов арктической зоны РФ. Работа вместе нас устраивает.