Что может предложить Беларусь российским туристам этой осенью и зимой
В 2006 году, когда в Беларуси стал активно развиваться агроэкотуризм, на селе функционировало всего 50 усадеб. Сейчас - 3150. Правда, со временем наметился один существенный перекос: наибольшее число усадеб отмечено около столицы и областных центров.
- Льготы получили все, но пользуются ими в основном в окрестностях больших городов, - описывает сложившуюся ситуацию министр спорта и туризма Сергей Ковальчук. - Бывают случаи, когда под маркой агроэкотуризма развивается гостиничный и ресторанный бизнес. Мы не против, но только не на льготных условиях.
Новый указ стимулирует развитие и появление новых уютных домиков на лоне природы с гостеприимными хозяевами и духом сельской местности, что так полюбилось завсегдатаям усадеб - отдыхающим из Беларуси и России. Отныне объектами агроэкотуризма считаются дома, где не более десяти комнат для гостей, ведется личное подсобное хозяйство и оказывается не менее двух услуг в комплексе. Шумные компании не приветствуются: установлена ответственность владельцев усадеб за нарушение общественного порядка или спокойствия граждан, несоблюдение законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, природоохранных, противопожарных требований. Введены ограничения по проведению презентаций, юбилеев, банкетов и других мероприятий в непосредственной близости от соседского жилья. Наконец, на ведение деятельности надо разрешение в райисполкоме. Более того, областные власти получили право составлять перечни населенных пунктов, где размещение агроэкоусадеб не допускается. Подытожим: настоящий отдых в деревне не терпит шума и гама.
В Министерстве спорта и туризма убеждены: даже заядлые путешественники еще не сполна оценили прелести белорусской глубинки. Заданный вектор развития агроэкотуризма поможет восполнить этот пробел.
- Каждый белорусский регион обладает местными особенностями культуры и наследия, которые должны использоваться в туристической сфере, - напоминает Сергей Ковальчук. - Отечественной профильной индустрии пора обретать новые направления развития, в том числе в сфере сотрудничества с дружественными странами, в частности с Российской Федерацией. Здесь важен поиск взаимовыгодных проектов с близлежащими регионами. Ключевой вопрос - транспортное сообщение.
Что касается крупных городов и давно "протоптанных" туристических маршрутов, то Беларусь уверенно выбирается из почти двухлетней коронавирусной ямы. По словам директора Информационно-туристского центра "Минск" Алексея Русакевича, растет загрузка гостиниц, в том числе в связи с активизацией спортивных и культурных мероприятий и увеличением потока туристов. Например, за январь - август этот показатель составил 45,8 процента, что превышает уровень аналогичного периода прошлого года. В августе и вовсе 63,4 процента! Идет активное бронирование номеров на Новый год и Рождество. Не проседают и другие традиционные места притяжения отечественных и зарубежных туристов: в топ-5 - Мирский и Несвижский замки, Брестская крепость, Софийский собор в Полоцке и дворцово-парковый ансамбль Румянцевых - Паскевичей в Гомеле. В межсезонье (и не только) у российских и белорусских туроператоров хорошо продаются туры по Брестской и Гродненской областям. Но этого мало, считает директор Департамента по туризму Минспорта и туризма Ирина Воронович. По ее мнению, пришло время провести ревизию отрасли, в том числе исходя из постпандемийной реальности:
- Многие предпочитают путешествовать малочисленными группами, самостоятельно выстраивать маршрут. Наша задача - предоставлять возможности. К слову, на сайте Национального агентства по туризму предложен маршрутизатор, с помощью которого можно самостоятельно построить путешествие из точки А в точку В.
В министерстве в настоящее время изучают ситуацию с экспортом туруслуг, смотрят, какие есть точки роста. Видят, что агроэкотуризм, санаторно-курортный, познавательный и некоторые другие виды туризма могут внести ощутимый вклад в развитие отрасли. Задача номер один в настоящее время - вывести их на еще более высокий уровень. Первые успехи уже есть: по сравнению с аналогичным периодом 2021-го экспорт туристических услуг вырос на 30 процентов.