12.10.2022 19:50
Поделиться

Продажи автомобилей упали, но дефицит сохраняется. Почему параллельный импорт не помог исправить ситуацию?

По итогам девяти месяцев этого года рынок новых легковых автомобилей снизился более чем на 60 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Всего было продано почти 44,4 автомобиля. Хотя, если сравнивать с августом, то он даже подрос на 4 процента, сообщает аналитическое агентство "Автостат". Казалось бы, к его восстановлению были приложены некие меры вплоть до разрешения параллельного импорта, однако чуда не случилось. Дефицит автомобилей на рынке сохраняется и сохранится впредь, считают эксперты. Почему параллельный импорт не смог спасти ситуацию?
Параллельный импорт имеет смысл при покупке дорогих машин. Для доступных требуется собственное производство.
Параллельный импорт имеет смысл при покупке дорогих машин. Для доступных требуется собственное производство. / Павел Ворожцов / ТАСС

Напомним, что параллельный импорт, то есть, по сути, ввоз иномарок не официальными поставками от заводов, а через приобретение их за рубежом, был разрешен летом. И то не всех моделей, а только премиальных. Разрешение состояло в том, что на такие машины не требуется получать одобрение типа транспортного средства. Достаточно получить свидетельство о безопасности его конструкции.

Также до 1 октября на ввозимые юридическими лицами машины не требовалось устанавливать кнопку системы ЭРА-ГЛОНАСС. С 1 октября это требование вернулось.

Конечно, все это упрощало ввоз иномарок, но не решало проблемы. Как рассказал "РГ" руководитель пресс-службы "Автостат" Азат Тимерханов, когда машины завозили официально производители, это были совершенно другие объемы. Ввоз по параллельному импорту штучный. При этом совершенно другая логистика, увеличивается количество звеньев в цепи, что также машину не удешевляет.

По мнению автоэксперта Игоря Моржаретто, параллельный импорт имеет смысл при приобретении дорогих машин. Для доступных автомобилей требуется собственное производство. Наполнению рынка помогло бы снижение или отмена таможенных пошлин. И с таким предложением уже обращались в правительство депутаты. Одна группа депутатов предлагала отменить или снизить пошлину при ограничении количества ввозимых автомобилей в год на одно лицо. Причем юридическое лицо это или физическое, не важно. Другая группа предлагала отменить пошлину для многодетных и ветеранов боевых действий. Однако правительство на такие шаги не пошло.

Снижение пошлин будет играть против развития автопрома. Это снижение объемов производства и, как следствие, сокращение рабочих мест

По мнению экспертов, дело в том, что правительство пошло по пути поддержки отечественного автопрома. В середине июля возобновилась программа господдержки. А снижение пошлин будет играть против развития автопрома. Это снижение объемов производства, и, как следствие сокращение рабочих мест.

Комментарии

Лилия Маркова, генеральный директор компании "Газпромбанк Автолизинг":

- Для официальных дилеров параллельный импорт новых автомобилей - пока экзотика. Во-первых, не все импортеры ушли с российского рынка полностью, а значит, с ними действуют договорные отношения, которые затрудняют параллельные поставки. Во-вторых, этот ввоз более сложен и менее прозрачен, поэтому ввязываться в него готовы далеко не все юрлица из-за большого числа рисков на каждом плече поставки (при ввозе дилер берет на себя гарантийные обязательства). Поэтому сейчас основной объем поставок по схеме параллельного импорта осуществляют физлица. По данным "Автостата", их доля в импорте легковых автомобилей выросла в 10 раз: с 2% в феврале до 20% в июле. Рост продолжается. Как правило, речь идет о штучных поставках или поставках небольшими партиями. Если в феврале юридические и физические лица ввезли в страну около 21,4 тысячи легковушек, то в июле - лишь чуть более 8 тысяч. Очевидно, что этот объем пока не способен компенсировать потери из-за прекращения производств большинством иностранных брендов. С другой стороны, в 1,5 раза вырос импорт авто с пробегом (до почти 17 тыс. машин), львиную долю которых по-прежнему осуществляют физические лица. Если говорить о ввозимых по параллельному импорту марках и моделях, то речь идет об широкой продуктовой линейке, поставляемой преимущественно через ОАЭ, Казахстан и Армению. Фактически у россиян есть возможность ввезти под заказ любую модель, включая лимитированные серии люксовых авто. В числе новинок, которые ввозятся дилерами в страну путем параллельного импорта, можно назвать электрокроссоверы Volkswagen ID.6 (модификация Crozz), внедорожник Range Rover 5-го поколения, кроссоверы Mercedes-Benz EQS (модификация 580 4Matic) и GLC, премиальные внедорожники Lexus LX, Jeep Grand Cherokee, электрокары Audi Q5 E-tron.

Денис Решетников, руководитель дилерского направления сети автосалонов Fresh Auto:

- В октябре 2022 года автодилеры постепенно начинают ввозить в Россию иномарки, поставки которых прекращены в связи с санкционными ограничениями. Например, покупателям доступны такие модели, как Range Rover пятого поколения и Jeep Grand Cherokee нового поколения - их выход на российский рынок ожидался в 2022 году. Помимо этого, начались завозы тех авто, производители которых не планировали продавать их в России, например электрокар ID.6 Volkswagen. Это стало возможным после отмены необходимости предъявления ОТТС, которую правительство РФ согласовало летом, легализовав параллельный импорт. Теперь дилеры могут сертифицировать ввезенные автомобили в упрощенном порядке. Несмотря на снятие ограничений, значительного влияния на российский рынок ввоз иномарок в страну по системе параллельного импорта не окажет. Сейчас количество таких авто несопоставимо с объемами, которые ввозились в РФ до обострения геополитической ситуации. Поэтому параллельный импорт не сможет полностью нивелировать дефицит машин, а также повлиять на снижение их стоимости. Наоборот, автомобили могут стать дороже, так как удлинились логистические цепочки и риски дилеров, которые взяли на себя гарантийные обязательства. Уже сейчас приобрести такой автомобиль можно только при условии оформления специальных страховых продуктов. Кроме того, расходы дилеров на поставку иномарок из-за границы увеличились суммами на таможенную очистку, доставку, акцизы".

Алексей Стариков, заместитель генерального директора по продажам новых автомобилей АГ "Авилон":

- Мы осуществляем ввоз автомобилей по параллельному импорту. Если говорить о конкретных моделях, которые доступны покупателям, то это Range Rover, Land Rover Defender, Range Rover Sport, новый Jeep Grand Cherokee, новые электромобили Volkswagen ID6 и Audi Q5 E-tron.

Параллельный импорт в целом, конечно, положительно повлияет на пополнение складских запасов дилеров. Но весь спрос удовлетворить не сможет, поэтому в ближайшее время дефицит не покинет авторынок.

Алексей Макаров, директор по развитию и корпоративному управлению фирмы "Нижегородец":

- Дилеры заняли выжидательную позицию - мы хотим получить окончательное решение от корейских и японских производителей. Если они сохранят в каком-либо формате свое официальное присутствие, тогда нет предмета для обсуждения параллельного импорта и необходимости авторитейлерам заниматься параллельным импортом самостоятельно. Практику поставки штучных экземпляров в Россию через физических лиц, я думаю, все крупные игроки уже опробовали, однако она не может быть тиражирована. На данный момент всем этим заниматься бессмысленно, так как никто больше из производителей не принял окончательных решений. Мы не видим на государственном уровне законодательных инициатив по изменению нормативно-правовой базы для параллельного импорта; в текущем режиме он ни в коем случае не сможет возместить уход с рынка даже одного бренда. Как только определятся вышеупомянутые игроки, тогда будем принимать решение.