Белорусские театры увезли с фестиваля в Перми пять наград

Республиканский театр белорусской драматургии показал трагикомедию "Калека с острова Инишмаан".
Республиканский театр белорусской драматургии показал трагикомедию "Калека с острова Инишмаан". / Вадим Балакин
В Перми завершился V Международный фестиваль Мартина МакДонаха. Десять театров показали свои версии спектаклей по пьесам всемирно известного британо-ирландского драматурга. Это детище Сергея Федотова, основателя и художественного руководителя театра "У Моста". Уникальное событие еще называют "дни Ирландии в Перми".

Минский областной драматический театр представил на фестивале психологическую драму "Королева красоты из Линэна". Театр молодой, ему 31 год, находится в Молодечно - 73 км от столицы республики.

- Я бывал на всех фестивалях МакДонаха в Перми, и мне очень хотелось привезти сюда наш театр. Значит, надо поставить этого автора, - решил режиссер Валерий Анисенко, художественный руководитель театра, лауреат Государственных премий Беларуси. И поставил.

Хотя в репертуаре театра спектакли как на белорусском, так и на русском языке, ирландскую историю играют на белорусском.

- Вам все будет понятно без перевода, это так талантливо! - уверяет Анисенко. - Язык - это песня, надо слушать его. Мы с художником Андреем Жигуром сразу решили: будем ставить спектакль не про Ирландию, а про нас, белорусов. Про любовь. Вот почему у нас звучит мелодичная белорусская речь, белорусские песни, по радио - мой голос (у нас в республике это национальный голос, я 50 лет в эфире, до сих пор идут мои радиоспектакли). Девушка за прялкой... И в этом интонация нашего спектакля.

Детективный сюжет и черный юмор - фирменный стиль МакДонаха. Белорусская история - лирическая. В ней много любви и страдания. Морин (актриса Наталья Скоринко) 40 лет, одинокая и несчастная старая дева, она живет с 70-летней матерью (Елена Рахмангулова), обе психически нездоровы, все время скандалят, глухи и жестоки друг к другу. Грустно и страшно.

На пресс-завтраке актеры рассказали журналистам, что у спектакля сложная судьба. Премьера состоялась четыре года назад, но потом кто-то из артистов ушел из театра (а труппа небольшая), и он "лег на полку". Сейчас его восстановили. Это первый фестивальный показ и практически премьера.

Валерий Анисенко - член жюри, поэтому было принято решение, что в обсуждении своего спектакля он не участвует. Режиссер провел творческую встречу под названием "Постижение автора. Поиск путей...", мастер-класс для актеров. А коллектив увез домой два приза: "За лучшую женскую роль" - Елене Рахмангуловой, специальный диплом жюри - за самобытное прочтение авторского текста. "Полное впечатление, что мы в Беларуси", - отметили критики.

Республиканский театр белорусской драматургии (Минск) показал трагикомедию "Калека с острова Инишмаан". На фестивале представили три версии этой пьесы - еще от театра "У Моста" и от Кинешемского театра драмы им. Островского.

- Этот фестиваль - уникальная возможность увидеть работы других театров и показать себя. А также ответить себе на вопрос, насколько мы достойны этой замечательной драматургии, - отметила директор театра Светлана Карюкина. - Очень надеемся, что зрители, посмотрев наш спектакль, скажут: это хороший, качественный МакДонах! Возможно, мы поставим еще одну пьесу этого автора.

Маленькая деревушка в Ирландии, где все всё знают друг про друга, живут трудно, изолированно от мира… Премьера 2021 года и первый фестивальный показ. Актеры играли на своем родном языке, но были и титры на русском (которые приводили в восторг публику: порой было очень смешно слышать со сцены одни слова и читать перевод на экране). Режиссер Александр Гарцуев задумал именно так - понимание белорусской души через "Калеку с Инишмаана".

Потрясающее проживание в центральной роли (Калека Билли) актера Артема Куреня отметили все: зрители, критики, артисты - коллеги из других театров (хозяева фестиваля и приехавшие коллективы). В итоге Артем победил в номинации "Лучшая мужская роль". Максим Брагинец награжден за "Лучшую мужскую роль второго плана" (Малыш Бобби). А спектакль получил Гран-при.

"Очень много света, который не имеет никакого отношения к МакДонаху, но речь, чистота игры - это было невероятно прекрасно"; "МакДонаху очень идет белорусский язык. Пьеса, которую ты достаточно хорошо знаешь, вдруг начинает звучать по-новому"; "Ваш спектакль - это то, чего так не хватает современному театру - вера в человека", - мнения профессионалов-театроведов о спектакле РТБД.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться