До Норильска самолету "Superjet 100" МЧС России примерно 4 часа лету. Примерно, как из Москвы до Хургады. Казалось бы, просто обычная цифра. Но она невольно всплыла в памяти, когда начальник норильского рудника "Скалистый" сообщил делегации МЧС во главе с министром, что общая протяженность выработок в горах Норильска равняется трем тысячам километров, то есть, примерно как раз расстоянию отсюда до Москвы. То есть, путь от Москвы до Норильска по протяженности равен длине ходов внутри гор на километровых глубинах. Один этот факт, и не нужно более долгих ответов на вопрос: должны ли спасатели усиливать свое присутствие в этом регионе.
Перед тем, как спуститься в рудник на 960 метров под землю, всем провели медосмотр, инструктаж по технике безопасности, выдали форму горняков, каски, фонарики, оборудование с кислородными масками "Самоспасатель".
А дальше - клеть и спуск вниз, от которого закладывает уши. И потом - бесконечный лабиринт тоннелей, по которым неспешно ездят массивные дизельные тягачи. Вытяжка тут мощная, но даже она не может перекрыть специфические запахи. Дизельный выхлоп и аммиак, как продукт распада взрывчатки, которой взрывают ценную породу - так пахнет рудник. Их, к слову, в Норильске шесть, а "Скалистый" - самый молодой. Его запустили в 2004 году. Современные технологии смогли сделать то, что прежде было недоступно. Если раньше соотношение пустой породы и ценной было примерно половина на половину, то теперь удается извлекать примерно 80 процентов того, что надо.
Породу сначала сверлят огромные беспилотные машины, потом взрывники закладывают в шурфы взрывчатку, взрывают, приезжают экскаваторы, забирают взорванную породу, сваливают ее на уровень ниже, глубину в 1200 метров, где стоят "скипы" - дробилки. И уже потом, наконец, отобранную породу в огромных чанах лифтом поднимают на поверхность.
Вроде бы, процесс нехитрый, но тут, без преувеличения, куется экономический щит страны. В Норильском промышленном районе на рудники, шахты, две обогатительные фабрики, три металлургических завода, приходится 18 процентов от мирового производства никеля, 44 процента - палладия, 25 процентов - платины. А помимо этого - медь, кобальт, родий, золото, серебро и еще половина таблицы Менделеева. Это колоссальный производственный комплекс, аналогов которого больше нигде в мире нет.
Когда руководство рудника по окончании экскурсии устроило нам небольшую презентацию богатств Норильска, скажу честно, захотелось, образно говоря, "встать под гимн". А ведь такие богатства и производства - не только в Норильске. Вдоль всего арктического побережья разбросаны, города, порты, рудники, шахты. А сколько еще всего неоткрытого таят здешние недра? И это, не говоря о Северном морском пути, навигация по которому становится все более длительной. Путь через Арктику короче, но и опаснее. Например, средняя температура наиболее холодных недель в арктическом порту Дудинки - минус 46 градусов, а в некоторые сутки доходит и до минус 56.
А осваивать эти места надо, и это будет делаться. Развитие Арктики - стратегический проект. И он должен быть максимально безопасным.
Они действительно резко увеличивают свое присутствие в Арктике. Несмотря на то, что многие арктические спасательные центры уже существуют и успешно функционируют, - Мурманск, Архангельск, Дудинка, Анадырь, Магадан - МЧС будет развивать их сеть по всему северному побережью, разделенному на сектора, чтобы в Арктике не осталось ни одного неприкрытого, с точки зрения оказания спасательной помощи, уголка или участка.
МЧС в данном случае руководствуется указанием президента России, который в феврале еще раз уточнил приоритеты по Арктике. В программе из пяти пунктов четвертый касается МЧС. Он - о развитии действующих арктических спасательных центров и создании четырех новых. Это, во-первых, Сабетта, где реализуются два важнейших проекта - Ямал СПГ и Арктик СПГ. Во-вторых, хорошо знакомый полярникам порт Тикси, который с советских времен несколько утратил свою важность, но имеет большие перспективы из-за своего стратегического положения. В-третьих, Певек, место нахождения первой плавучей атомной станции. В Певеке уже функционирует пожарная часть, и теперь спасатели еще планируют, как они говорят на своем профессиональном сленге, "зайти" сюда со своим арктическим центром.
Ну а самый северный спасцентр будет в Диксоне. Благодаря достигнутым договоренностям с "Роснефтью", которая реализует крупный стратегический проект "Восток Ойл", здесь значительно расширят взлетную полосу. Ее протяженность увеличат с 1,5 до 2,5 километров, что позволит принимать воздушные суда любого типа. Диксон наряду с Тикси и Дудинкой в советские времена был одним их трех ключевых пунктов в Арктике. Сейчас они превращены по сути в крупные транспортные хабы, где можно комплексно обслужить суда любого типа.
Нас же ждал порт Сабетта.
Когда, приземлившись, мы вышли на хорошо оборудованную бетонку взлетной полосы, то подумалось: а как сюда все это завезли?. Огромный аэропорт, как в Жуковском, а на сотни километров вокруг - одни озера, тундра, и пустошь.
В Сабетте, городе, расположенном в 600 километрах за полярным кругом, основное население - вахтовики. В аэропорту помимо обычных контролеров приезжих проверяют еще и пограничники. Такой тут режим.
А визитная карточка Сабетты - четыре огромные емкости, раскрашенные под банки "сгущенки". В них хранится стратегическое сырье - сжиженный природный газ по 160 тысяч тонн в каждой емкости. Когда объявили конкурс на их раскраску, то проекты поступали даже из Китая, с драконами и прочими экзотическими огнедышащими или газодышащими животными. Но победил проект молодой девушки-дизайнера из Екатеринбурга. И теперь четыре огромных газовых бака, стилизованных под банки советского, всем хорошо известного лакомства, видны из любого уголка Сабетты.
А ведь еще в 2017 году мало кто слышал про это место и знал, где оно вообще находится. Сейчас тут с нуля построен город с двумя гигантами газодобывающей отрасли - Ямал СПГ и Арктик СПГ.
Построен и порт с флотом из 15 огромных газовозов. Каждые 35 часов прибывает очередной газовоз, загружается и везет российский сжиженный природный газ во все концы земного шара. Самый известный танкер такого типа - "Кристоф де Маржери", названный так в честь погибшего главы французской компании Total. Пару лет назад этот гигант каждые шестнадцать дней загружал на борт сжиженный газ и отвозил в Норвегию. Сейчас география российских газовозов переориентировалась в основном на страны Юго-Восточной Азии. Но проход по Северному пути непрост. Малые глубины со сложным фарватером делают путешествие напряженным.
А еще за пять лет здесь построен современный аэропорт, причем, не местного значения, а международный. Из Франции, Китая и Абу Даби сюда могут прилетать боссы мировой энергетики на личных бизнес-джетах. Прилетают и вахтовики на регулярных рейсах. И регион будет развиваться дальше также стремительно.
Поэтому понятно, почему Сабетте необходим собственный спасательный центр, который будет иметь возможность прикрывать территории в 750 километров на каждом из направлений. Здесь будет базироваться спасательный авиационный флот и наземная высокопроходимая техника. Нам показали место, где через год будет стоять здание центра.
К слову, спасатели будут тут обеспечивать безопасность не только крупных газовых проектов. За Полярным кругом есть и туристические маршруты - для горнолыжников, любителей этнологических изысков, туристов-экстремалов. И такой туризм тоже будут развивать. Помощь получат также простые вахтовики и местные оленеводы. Увы, ЧП тут не редкость. Только за этот год под лед местных водоемов на тракторах, снегоходах, квадроциклах провалились 35 человек. И это при том, что в регионе действует полный "сухой закон". Если у вахтовика, прилетевшего с большой земли, найдут хоть бутылку алкоголя, предприятие оштрафуют на 400 тысяч рублей. Повторный случай карается миллионным штрафом и депортацией нарушителя.
А чтобы повысить оперативность и охват реагирования на все возможные происшествия, в МЧС запланировали большую программу авиационного оснащения. Предусмотрена закупка вертолетной техники: четыре вертолета Ми-8 и девять вертолетов Ми-38. Все они будут построены в арктическом исполнении, то есть, там будут установлены системы запуска в условиях низких температур. Если обычному вертолету после получения сигнала SOS нужно примерно два часа на прогрев при минусовых температурах, то заказанные машины смогут уже через полчаса вылететь по тревоге.
И еще один важный момент: благодаря договоренностям с Минтрансом спасательная вертолетная группировка сможет использовать проходящие по северному морскому пути ледоколы, как аэродромы подскока и дозаправки, что значительно увеличит дальность действия спасателей МЧС.