Две судьбы и только МиГ: в ОКБ имени А.И.Микояна отметили юбилеи истребителя МиГ-29 и летчика-испытателя Александра Федотова

28.10.2022 / 10:18
Советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Федотов.
Советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Федотов. / Лев Поликашин/РИА Новости
В ОКБ имени А.И.Микояна прошла научно-техническая конференция, посвященная двум знаменательным датам: 45-летию со дня первого вылета истребителя МиГ-29 и 90-летию со дня рождения легендарного летчика-испытателя - Александра Федотова. Одного из столпов микояновской "фирмы". Легенды и аса.

На протяжении уже многих десятилетий МиГ-29 считается лучшим в мире легким фронтовым истребителем 4-го поколения. Заложенные при его разработке конструктивные решения позволяют эффективно совершенствовать самолет уже на протяжении четырех с половиной десятилетий.

Конференция началась с уникальных кинокадров, запечатлевших первый вылет МиГ-29 в октябре 1977 года. Машину пилотировал Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель СССР Александр Федотов, 90-летие со дня рождения которого авиационный мир отметил в июне.

Как рассказал Андрей Недосекин, заместитель управляющего директора - директор ОКБ имени А.И.Микояна, год назад, когда он знакомился с ОКБ, в фотолаборатории ему показали хранящиеся там уникальные негативы и кинопленку. "Мгновенно пришло решение оцифровать эти материалы, чтобы обеспечить сохранность для нынешнего и будущего поколений, так как время наносит непоправимый урон подобным материальным носителям. В настоящее время работа по оцифровке негативов и киноплёнки идёт полным ходом," - подчеркнул Недосекин.

Участники конференции увидели первые результаты этой работы. Покадровая оцифровка в режиме 2К и цветокоррекция позволяет получить четкий стоп-кадр и рассмотреть все до мельчайших деталей.

Самолет МиГ-29 и летчик-испытатель Федотов стали настоящими легендами не только ОКБ имени Микояна, но и всей мировой авиации. Этот самый случай, когда говорят МиГ, а подразумевают - Федотов. И наоборот.

Создание самолета - это труд огромного коллектива. Но вот основной экзамен у новой машины принимает один-единственный человек - летчик-испытатель, который впервые поднимает ее в воздух.

Кстати, в летных испытаниях МиГ-29 в общей сложности приняли участие шесть опытных экземпляров и восемь самолетов установочной партии, построенные в 1977-1982 годах. Для отработки оборудования и вооружения МиГ-29 было подготовлено несколько летающих лабораторий...

Истребитель МиГ-29, которому Федотов дал путевку в жизнь, открыл новую эру в развитии легких истребителей. Он стал первым в мире самолетом этого класса, сочетающим непревзойденную эффективность в маневренном воздушном бою со способностью атаковать противника ракетами средней дальности и ближнего боя.

Простота пилотирования МиГ-29 позволяла строевым летчикам освоить самолет еще до поступления в части МиГ-29УБ и комплексных тренажёров. При этом пилоты отмечали высокий уровень маневренности, возможность длительного полета с максимальными перегрузками, большие угловые скорости разворота и допустимые углы атаки. По этим показателям самолёт резко превосходил как истребители предшествующего поколения, так и западные аналоги, в том числе истребители 4-го поколения.

Особо впечатляла возможность выполнения фигур высшего пилотажа в ограниченном пространстве, таких как "колокол" - зависание самолета с углом тангажа 90° при нулевой или даже отрицательной (хвостом вперёд) скорости, "нож" - горизонтальный полёт с креном 90°, установившийся полет на минимальной скорости с углом атаки около 30°, а позднее, и "кобра" - выход на угол атаки свыше 90° и т.д.

Александр Федотов пришел в ОКБ Микояна после окончания в 1958 году Школы летчиков-испытателей. И очень быстро стал одним их лучших летчиков-испытателей не только ОКБ, но и всей страны. Только один показательный факт: уже в июле 1960 года ему доверили поднять в небо новый опытный самолёт - экспериментальный истребитель-перехватчик Е-150.

В возрасте всего тридцати лет Федотова назначили старшим летчиком-испытателем ОКБ. Это было огромным доверием, и он оправдал его! В качестве шеф-пилота ОКБ Федотов поднял в небо и провёл испытания четырёх эпохальных самолётов - МиГ-25, МиГ-23, МиГ-31 и МиГ-29. Как отмечают специалисты, пожалуй, только Михаил Громов, Владимир Коккинаки и Владимир Ильюшин могут составить конкуренцию Александру Федотову в таком солидном перечне поднятых в небо новых самолетов.

22 июля 1966 года за мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, Александру Васильевичу Федотову было присвоено звание Героя Советского Союза. А в неполные 37 лет он получил почётное звание "Заслуженный летчик-испытатель СССР", став самым молодым кавалером этого звания за всю историю его существования.

Александр Васильевич Федотов испытал и освоил 114 типов опытных и серийных самолётов самого разного назначения, совершил 8998 полётов с общим налётом более 4800 часов. Одно из сложнейших аэродинамических явлений - инерционное вращение, - с которым столкнулись строевые лётчики на истребителе МиГ-21, было исследовано и нейтрализовано благодаря его ювелирному лётному мастерству.

Все, кто его знал и работал с ним, отмечают: у него был свой творческий почерк. особая глубина подготовки к каждому заданию. А оценки, полученные в результате испытаний - грамотные, мотивированные, с серьезным анализом, что особенно ценили конструкторы.

Какими бы сложнейшими ни были лётные испытания и исследования, Федотов редко ставил себя и самолет в чрезвычайные условия, а при попадании в них всегда сохранял хладнокровие, за доли секунд находил верное решение, боролся и сохранял машину.

Параллельно с испытательной работой Александр Васильевич установил 18 мировых авиационных рекордов, три из которых являются абсолютными. Так, 31 августа 1977 года на МиГ-25М Александр Васильевич установил абсолютный мировой рекорд высоты полёта - 37.650 метров. Никто прежде не достигал такой высоты на летательном аппарате, стартующем с поверхности Земли. Этот рекорд, подчеркивают эксперты, не превзойден до сих пор и вряд ли будет перекрыт в обозримом будущем!

Знаменитая "школа Федотова". Под его руководством вошли в состав лётной службы ОКБ и стали суперпрофессионалами многие летчики-испытатели, которые удостоены звания Героя Советского Союза и Героя России. Это Петр Остапенко, Борис Орлов, Авиард Фастовец, Валерий Меницкий и Токтар Аубакиров, Анатолий Квочур, Роман Таскаев и Леонид Попов. Поэтому весьма символично, что Школа летчиков-испытателей носит имя Александра Васильевича Федотова, воспитавшего целую плеяду первоклассных испытателей. Многие из них также дали путевку в жизнь самолетам марки "МиГ".

Но Александр Васильевич воспитывал не только летчиков-испытателей. Он подготовил к установлению мировых авиационных рекордов на сверхзвуковом истребителе МиГ-21ФЛ женщин-лётчиков. А Светлану Савицкую, помимо МиГ-21, "выпустил" ещё и на самолёте МиГ-25. Установленные женские мировые авиационные рекорды не превышены до сих пор…

В настоящее время объём серийного выпуска истребителей МиГ-29 различных модификаций составляет более 1700 экземпляров. Серийное производство и совершенствование семейства МиГ-29 продолжается.

Поделиться