Пешком и без аварий
За девять месяцев этого года количество наездов на пешеходов в России снизилось на 5,3 процента в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Число погибших и раненых в них сократилось на 6,4 и 5,4 процента соответственно. Об этом свидетельствует официальная статистика аварийности. В численном выражении это немногим более 23 тыс. ДТП, в которых погибли 2254 и пострадали более 21,6 тыс. человек.
Согласно статистике, из всех видов ДТП чаще всего на российских дорогах случаются столкновения транспорта. Следом идут наезды на пешеходов. Реже всего пешеходы попадают под колеса вне населенных пунктов. В населенных пунктах количество наездов и столкновений регулярно друг с другом конкурируют. Так, в начале года в столице количество наездов превышало число столкновений. Потом тенденция изменилась. Но начиная с октября все вернулось обратно. То есть количество наездов опять превышает количество столкновений.
Аналогичная картина и в Подмосковье. Как сообщил замначальника подмосковной Госавтоинспекции Владимир Севостьянов, более 60 процентов наездов происходит в темное время суток. Очевидно, что чем раньше наступают сумерки, тем больше пешеходов попадают в статистику. Есть ли возможность переломить эту тенденцию?
Глава российской Госавтоинспекции Михаил Черников неоднократно говорил о необходимости разделения пассажирских и транспортных потоков. Сделать это можно разными способами. И все они вполне реализуемы в рамках национального проекта.
Основное финансирование в рамках нацпроекта выделяется на строительство, реконструкцию и ремонт дорог. И в этой части для безопасности пешеходов можно сделать многое. Прежде всего имеется в виду строительство подземных и надземных пешеходных переходов и установка ограждений, которые не позволят самым незащищенным участникам дорожного движения выйти на проезжую часть в неположенном месте, а кроме того, защитят их от случайного выезда на их территорию несправившихся с управлением водителей.
По данным Росавтодора, за три года реализации национального проекта (с 2019 по 2021 год) на дорогах страны было установлено более 424 тысяч дорожных знаков, свыше 2,5 миллиона метров барьерного ограждения и 817 тысяч метров пешеходного ограждения. Кроме того, установлено свыше 2,1 миллиона метров освещения, 8,1 тысячи светофоров и нанесено более 43 миллионов метров дорожной разметки.
Но как разметку не наноси, всегда найдутся люди, которым надо перейти дорогу здесь и сейчас. И не важно, есть ли в этом месте пешеходный переход. Поэтому барьерное ограждение - важный элемент дороги. Лишний раз через него никто не полезет.
Надо сказать, что по Правилам дорожного движения пешеход может пересекать проезжую часть вне пешеходного перехода, если такового нет в зоне видимости. Но только на перекрестке по линии тротуаров или обочин! Важно отметить, что в такой ситуации он не имеет никакого преимущества. Да, пешеход действительно может там перейти, но на свой страх и риск. Водитель обязан уступать дорогу пешеходу, когда тот переходит ее по пешеходному переходу.
Впрочем, наличие барьерных ограждений - не всегда необходимое условие безопасности пешеходов. Тротуары могут вполне успешно препятствовать въезду машин в пешеходную зону. Особенно, если отделены от дороги высоким бордюром. В Белгородской области, например, на 19 объектах нацпроекта "Безопасные качественные дороги" построили и отремонтировали 24 км тротуаров. Причем речь идет не только об участках уличной сети городов, но и о региональных трассах.
"Наличие тротуаров - важный элемент безопасности и комфортной среды. Их обустройство является одним из ключевых видов деятельности при приведении автодорог в нормативное состояние", - отметил министр автомобильных дорог и транспорта Белгородской области Сергей Евтушенко.
Напомним, программу ремонта автодорог по национальному проекту в регионе завершили еще в конце июня. В нормативное состояние привели 99 участков. Таким образом, тротуары обустроены на каждом пятом объекте.
Кстати, само определение "нормативное состояние" вовлеченные в процесс ведомства толкуют по-разному. По мнению дорожников, это ровность дороги и все. Но как отметил Михаил Черников, выступая недавно в Казани на форуме "Дорога 2022", одной ровностью обеспечение безопасности не ограничивается. В проекты дорог должны быть включены все вопросы, касающиеся инфраструктуры: барьерные ограждения, разделение встречных потоков, освещение… Именно совокупность этих условий делает дорогу более безопасной. Черников также напомнил, что в скором времени Госавтоинспекция будет утверждать проекты организации дорожного движения. И если в проекте отсутствуют инфраструктурные решения, он просто не будет согласован.
Да, не везде и не всегда можно прорыть подземный переход или построить надземный. Поэтому без наземных не обойтись. Но они должны быть безопасны. Значит, видны водителям издалека, и пешеходы на них должны быть хорошо различимы во всякое время суток, в любых погодных условиях.
И это достижимо. Причем, довольно простыми методами. Например, подсветкой переходов. Впрочем, есть и другие технологии. В разных регионах сейчас активно применяются так называемые проецируемые переходы.
Технология любопытная. На то место, где проходит переход, фонарь проецирует разметку в виде пешеходного перехода. Такой переход прекрасно виден ночью. Его не может замести снегом и покрыть грязью. Хотя бы потому, что это луч света. Такой фонарь вовсе не отменяет наличие обычной разметки пешеходного перехода. Знаки и разметка на дороге должны быть. Это дополнительный элемент, улучшающий видимость и привлекающий внимание.
В Чите, например, по нацпроекту "Безопасные качественные дороги" на нескольких улицах смонтировали и запустили пять подобных комплектов проекционного оборудования дорожной разметки.
"Четыре проекционных зебры теперь работают в местах, где дороги часто переходят дети - у школ и детского сада. Световое оборудование еще больше обезопасит путь для них: водители будут видеть пешеходов заранее", - рассказал исполняющий обязанности руководителя краевого минстроя Сергей Кривощеков.
Напомним, что ранее в некоторых регионах пытались устанавливать наземные светофоры. То есть некоторую подсветку перед пешеходным переходом, которая дублирует сигнал светофора. Однако решение признали неэффективным. По сути оно провоцировало пешеходов, которые идут, уткнувшись в гаджеты, совсем не смотреть на дорогу. Поэтому от устройств отказались.
Вообще, человеческий фактор - главный источник всех трагедий на дорогах. Это подтверждает и заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения ГУОБДД МВД России Сергей Хранцкевич:
- В большинстве случаев главной причиной является человеческий фактор как со стороны водителей, так и со стороны пешехода.
Сергей Хранцкевич рассказал, что по итогам 9 месяцев текущего года отмечается тенденция к снижению не только общего количества наездов на пешеходов, но и количества ДТП на пешеходных переходах, а также числа погибших и раненых в них людей. За девять месяцев этого года произошло немногим более 9 тысяч таких происшествий. Таким образом, снижение составило более 7%. В этих ДТП погибли 445 человек и пострадали 9168. Эти показатели также снижаются на 12,4 и 7,1 % соответственно, - добавил он.
Сергей Хранцкевич также отметил, что значительная часть таких ДТП происходит на нерегулируемых пешеходных переходах, где очевидна вина и водителей транспортных средств, и самих пешеходов.
Главные проявления человеческого фактора со стороны водителя - непропуск пешехода на пешеходном переходе и невыполнение требования снизить скорость до полной остановки, если рядом перед пешеходным переходом другая машина начала тормозить.
Со стороны пешеходов перечень этих проявлений гораздо шире. И на дорогу выходят вне зоны пешеходного перехода, и переход начинают, не убедившись, что водители их пропускают, и о том, чтобы стать заметнее на дорогах, не заботятся. А ведь световой день все короче, и все чаще идут дожди. Видимость ухудшается. В таких условиях использование световозвращателей даже в городе - уже не рекомендация, а жизненно важное условие. Ну в крайнем случае, нужно хотя бы включить фонарик в мобильнике, подать водителю сигнал, что на дороге находится человек.
Статистика ДТП, связанных с наездами на пешеходов, наглядно демонстрирует, как с приходом зимы кривая резко поднимается вверх, а с приходом весны устремляется вниз. И дело не только в том, скользкая дорога или сухая. Ухудшение видимости - значимый фактор риска. Минимизировать этот риск хотя бы в отношении самого себя может и должен каждый пешеход.
Именно поэтому национальный проект уделяет такое внимание пропаганде безопасного поведения на дороге для пешеходов. Выбираются самые наглядные, самые доходчивые и действенные формы, самые популярные каналы коммуникации. Например, с приходом осенне-зимнего сезона региональными подразделениями Госавтоинспекции постоянно проводятся акции под общим названием "Засветись!", в ходе которых пешеходам объясняют, как важно и как просто стать заметнее на дороге.
Да, современная дорожная инфраструктура - крайне важное условие безопасного движения. Но любая даже самая умная дорога по определению остается местом, требующим от всех участников движения сознательности, понимания, уважения к закону и друг к другу.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта "Безопасность дорожного движения" национального проекта "Безопасные качественные дороги"