Цикл из 20 уроков разработали в школе патронажного ухода "Внимание и забота" на средства Фонда президентских грантов. Первых - пробных - учеников набрали через региональные общественные организации и социальные службы. В эксперименте участвовали жители как мегаполисов (Нижний Новгород, Самара, Волгоград, Красноярск, Уфа), так и небольших городов вроде Сызрани или Тамбова.
Поскольку обучение шло в дистанционном формате - то есть по интернету, - для 60 пожилых людей за счет гранта приобрели и настроили планшеты. Заодно показали, как подключаться к семинарам. Еще около 110 пенсионеров присоединились к занятиям по собственной инициативе - у них уже имелись личные компьютеры и базовые навыки поиска в Сети. Самому старшему участнику проекта было 90 лет. Все прошли курс до конца!
На онлайн-встречах, которые проходили в течение полугода, пожилые люди научились пользоваться электронной почтой и программами для общения, искать в интернете нужную информацию.
- Я не умела работать с планшетом, а сейчас завела электронную почту, зарегистрировалась на "Госуслугах", у меня много друзей во "ВКонтакте", - поделилась успехами Валентина Юдина из Самарской области. - Спасибо организаторам этого проекта от всей души.
Особое внимание педагоги уделили профилактике травм и ухудшения здоровья - таких заболеваний, как тромбоз, проблемы со стулом или недержание. Становясь старше, человек нередко делается более тревожным, у него падает настроение, ухудшается память. Ученикам объяснили, как бороться с этими симптомами, к кому из врачей и с какими вопросами стоит обратиться. Иногда возрастные пациенты сами назначают себе лечение, что может им сильно навредить.
Но самое важное для пожилых - не замыкаться, не оставаться в изоляции от других людей, даже если возможности выходить из квартиры уже нет.
- Одиночество - главная проблема старости. Дни начинают тянуться медленно, а круг общения сужается. Чат, который был создан для участников проекта, помог им понять, что современные технологии помогают найти новых знакомых. Ученики обсуждали вопросы как духовные, так и материальные, обменивались рецептами и дачными радостями, выкладывали фото своих урожаев и шедевров рукоделия, - отметила директор школы патронажного ухода Ольга Бекетова.
Выпускникам курса подарили планшеты, купленные для проекта, и небольшие приспособления для застегивания пуговиц и молний, фиксации предметов в ладони или манипуляций с лежачим больным. Например, когда у человека слабеют пальцы, ему трудно ухватить ложку или зубную щетку, но примитивная силиконовая петля, надетая на кисть руки, позволяет удерживать эти предметы с меньшими усилиями. Скользящие рукавицы помогают расправлять складки на простыне или убрать крошки под тем, кто не способен приподняться самостоятельно.