Сейчас в ряде регионов полноценное централизованное снабжение жителей питьевой водой организовать невозможно из-за плохого качества воды в водоемах, рассказала на XIII Всероссийском съезде гигиенистов, токсикологов и санитарных врачей исполнительный директор РАВВ Елена Довлатова. Такая ситуация характерна для Калмыкии, Дагестана, частично для Мордовии, Хакасии, Вологодской, Курганской, Волгоградской, Тульской и других областей.
Чаще всего в воде бывает переизбыток железа, марганца, общей минерализации. При этом не относить источник с высоким содержанием плохих проб к питьевому для вододефицитных регионов означает фактическую остановку централизованного водоснабжения.
Строить же длинные водоводы от качественных источников к малым населенным пунктам нерентабельно. Кроме того, местные водоканалы недофинансированы, убыточны и в рамках тарифа не могут повысить качество водоснабжения. По оценкам РАВВ, реконструкция или строительство станций водоподготовки в таких муниципалитетах с учетом действующих тарифов могут окупиться лишь за 150-200 лет.
Более рациональным подходом в РАВВ считают разделение подаваемой населению воды на два вида - питьевую и хозяйственно-бытовую. Для последней (по сути для воды, которая сейчас вытекает из кранов жителей, но недотягивает до качества питьевой) необходимо установить отдельные нормативы - такая вода должна быть безопасна при воздействии на кожу, вдыхании паров или случайном приеме внутрь.
Для снабжения же питьевой водой возможны несколько вариантов. Это, например, установка систем доочистки и организация узла разбора питьевой воды уже в самом многоквартирном доме, обустройство специальных резервуаров и организация подвоза питьевой воды во дворы.
Питьевая вода должна быть дороже хозяйственно-бытовой, считает Довлатова. Так же, как сейчас горячая вода дороже холодной. При разнице в тарифах житель не будет использовать питьевую воду для мытья посуды, принятия ванны и других хознужд. При этом, как подчеркнули в РАВВ, должны быть предприняты все усилия, чтобы в целом платежи за воду для населения не превысили прежних значений. То есть тариф на бытовую воду может стать несколько ниже или некоторое время не индексироваться.
Предварительная информация направлена для проработки в Роспотребнадзор, рассказал "РГ" заместитель исполнительного директора РАВВ, председатель техкомитета Росстандарта по качеству воды Георгий Самбурский. Если ведомство поддержит эту инициативу, уже в 2023 году в каком-либо небольшом городе может начаться эксперимент по снабжению жителей качественной питьевой водой.
В условиях, когда водные источники являются непригодными для человека (например, в Калмыкии негативно влияют на подземные источники рудные месторождения), то встает вопрос о повышенной стоимости водоочистки, говорит эксперт Народного фронта по нацпроекту "Жилье и городская среда" Павел Склянчук. При нынешних тарифах водоканалы в небольших городах не могут обеспечить качественную фильтрацию всего объема воды, а значит, его необходимо уменьшить. Нелогично использовать питьевую воду для мытья подъездов или полива цветов. Однако важно понять, окажутся ли люди готовы к такому подходу, подчеркивает он.
Европейская часть нашей страны уже сегодня испытывает дефицит воды, а через 8-10 лет это явление станет катастрофой для жизнеобеспечения населения, говорит первый заместитель гендиректора компании "Современные водные технологии" Артем Филипповский. Однако разделением воды по уровню качества эту проблему не решить, считает он. Корень проблем в организации водоснабжения небольших муниципальных образований - практически все водоканалы здесь убыточны и не способны реализовывать никакие инвестпрограммы. Разделение воды на два вида лишь усугубит проблемы - водоснабжение для населения подорожает, а качество услуг продолжит деградировать.
Если же расходы на приобретение дополнительного оборудования или на обслуживание узлов доочистки воды в домах лягут на жителей, то большая вероятность, что значительная часть населения останется вообще без питьевой воды, что является уже нарушением прав человека, говорит Филипповский. Проблему с нехваткой источников воды решить без участия государства невозможно, и это выходит за рамки компетенции муниципальных образований и ресурсоснабжающих организаций. Решение проблемы с экономической эффективностью водоканалов возможно только при изменении организации их деятельности и внедрении современных решений, которые позволят сделать эту отрасль привлекательной для инвесторов при доступности тарифов для населения.