Все последние годы российский футбол усиленно осознавал, что он - не часть какой-то особой социальной миссии, а развлечение вроде кино или боулинга. И чтобы начать зарабатывать, ему надо конкурировать именно с этими видами досуга.
Сама по себе идея Fan ID в ее изначальном изводе была очень неплоха. Болельщик регистрировался на сайте, получал после ряда проверок бейдж и затем покупал билеты на чемпионат мира или Европы по футболу. По Fan ID мог въехать без визы в страну, где проводится турнир (например в Россию в 2018-м) или воспользоваться скидками на проезд между городами где играют матчи. И ради такого во многом эпохального события, как ЧМ по футболу или Олимпийские игры, болельщики были готовы на многое. Они и без этого шли на многое: отпуска, затраты на дорогу и проживание, планирование поездок за пару-тройку лет…
Никто не планирует поход в кино или боулинг за пару лет. В большинстве своем люди на стадионе это так называемые "кузьмичи", которые ходят на матчи раз к разу, зачастую спонтанно, кричалок не знают, в драках не участвуют. И для которых во многих случаях поход на матч определяется интересностью афиши, наличием в свободной продаже недорогих билетов и наличием свободного времени. Идут они чаще всего семьями или с друзьями, как в кино.
Я уже несколько лет весьма затейливо играю в игровую консоль: включаю ее, когда выдается свободная минутка, вижу предложение скачать обновление системы и игр, весом эдак в 150 ГБ и ожидаемым временем скачивания в 2-2,5 часа и ухожу заниматься другими делами. Когда через пару-тройку месяцев меня вновь посещает эта нехитрая идея, я вновь иду качать обновления. Когда-нибудь поиграю.
С футболом та же самая история. Как и я с консолью, редко кто из обычных людей, не являющихся фанатами, думает о подготовке к досугу заранее. И планирует какие-то действия, необходимые для этого. Особенно, если в это надо вовлечь фактически всю свою семью и потратить на поход в МФЦ выходной в надежде, что когда-нибудь мы все вместе соберемся на футбол. И поход в кино, театр или на концерт, куда никаких специальных документов не нужно, начинают казаться гораздо более привлекательным.
Fan ID наверное нужная вещь, помогающая отслеживать злоупотребления, и отсекать от матчей любителей похулигать. И гораздо менее муторная, чем покупка билетов по паспорту, как на поезд или самолет, с необходимостью предъявлять документы каждый раз при входе на стадион. Но нужное - не значит неудобное. И с этой точки зрения инициатива Минцифры выглядит вполне разумно.