В 2019-м в путешествия по рекам страны отправились около 400 тысяч пассажиров, в их числе около 150 тысяч иностранцев. Они-то, как правило, и делали кассу. Услуги для них обеспечивали основную прибыль круизных агентств. В 2020-м все планы туротрасли сломала пандемия. Гости из-за кордона не приехали. Почти треть теплоходов из-за ковидных ограничений и отсутствия иностранцев не вышла в рейсы. В прошлом году туристический поток начал расти, но так и не набрал полную силу. Зато сезон 2022 года удался.
Организаторы речных и морских круизов в ноябре, по завершении навигации, отметили, что благодаря увеличившемуся турпотоку внутри страны показатели приблизились к допандемийным. В пресс-службе одного из крупнейших в стране организаторов речных круизов компании, предлагающей путешествия по Нижней Волге и Дону, привели такую статистику. В 2018 году, когда о пандемии еще никто не слышал, общее число побывавших в круизах компании составило более 130 тысяч. 36 процентов из них были иностранцы. В этом году на теплоходах компании отдохнули более 120 тысяч человек. Нельзя сказать, что счет сравнялся, но во всяком случае цифры отличаются друг от друга не так разительно. А по сравнению с прошлым годом клиентов стало больше на 30 процентов.
По общему мнению экспертов, в 2022 году круизный отдых стал одним из самых быстрорастущих сегментов туристической сферы РФ. Спросу способствовал туристический кешбэк.
- С началом каждого очередного этапа программы мы фиксировали увеличение продаж речных круизов на 25-30 процентов, - уточнили в компании. - Благодаря кешбэку прирост числа клиентов, которые впервые отправились путешествовать по воде, составил 30 процентов.
Особенно помог операторам осенний кешбэк, который пришелся на традиционно низкий, но еще комфортный сезон, начинающийся первого сентября. Обычная для этого времени года скидка плюс кешбэк - и даже те, кто не планировал отправиться в путешествие, решились и приобрели тур. Они сэкономили до 40 процентов от первоначальной стоимости, нисколько не потеряв в качестве: ни маршруты, ни теплоходы, ни уровень обслуживания не изменились.
Зато портрет типичного клиента стал другим. Во-первых, стало значительно больше россиян. А во-вторых, турпоток сильно "помолодел". Если раньше это были отдыхающие за пятьдесят лет, то сейчас средний возраст снизился на пять-семь лет. Стало модным отправиться в круиз по реке всей семьей или дружеской компанией. Теперь не редкость встретить на палубе веселую группу 25-летних пассажиров. По данным фирмы, самому почтенному гостю в этом сезоне было 104 года, а самому молодому - всего 48 дней.
Все же надо признать, что для большинства россиян круизный отдых - слишком дорогое удовольствие. Цена путевок должна покрыть многое: это стоимость владения и оперирования флотом, топливо, зарплата персонала теплоходов, продукты питания. В результате сутки на пароходе с полным пакетом услуг в этом году обходились от 5 до 12,5 тысячи рублей в зависимости от уровня лайнера и сервиса. С учетом акций, включая раннее бронирование и кешбэк, эту сумму можно было уменьшить на 30-40 процентов. За популярное путешествие между столицами без скидок надо было заплатить 60-70 тысяч рублей с человека. За трехдневный тур на Валаам - 12-14 тысяч. За путешествие на новом теплоходе, как, например, "Мустай Карим", или на модернизированном, как "Максим Горький", пассажир выкладывал из своего кармана более 100 тысяч рублей в зависимости от длительности, класса каюты, уровня судна и так далее. По мнению экспертов, это главная причина, по которой пока так и не удалось полностью заменить иностранных туристов российскими, хотя тенденция прослеживается явная. Есть и другие факторы. Например, соотечественники зачастую плохо информированы о таком виде отдыха.
- Спрос на круизы у наших путешественников появился, когда стало понятно, что южные аэропорты откроются еще не скоро. Многие решили: не взлетим, так поплаваем, и приобрели круизы, - объяснил представитель ростовской турфирмы Карен Мунтян. - Конкуренция между организаторами выросла, так как на внутренний рынок вышли компании, которые раньше работали исключительно на зарубежных гостей. Сложилась благоприятная для клиентов ситуация: они могут получить качественные услуги по цене достаточно высокой, но не заоблачной.
Однако, несмотря на стимулирование спроса, осведомленность россиян о круизах все еще низкая. Если бы о такой возможности знали больше людей, заполняемость теплоходов была бы значительно больше.
Операторы надеются, что популярность путешествий среди соотечественников будет расти. Однажды побывавшие в речных круизах люди становятся постоянными клиентами и приобретают туры загодя. В результате значительная часть путевок на сезон раскупается задолго до его начала, а остальная - по ходу навигации. По словам генерального директора круизного центра Андрея Михайловского, речные круизы по России за последние два года стали так востребованы, что многие туры продаются по акции раннего бронирования еще в конце предыдущего сезона. Так, одна из компаний в следующем году планирует обслужить 138 тысяч туристов, это на 14 процентов больше, чем в 2022-м. Если эти планы осуществятся, то в рейсы выйдет весь флот, а это 26 судов. Продажи идут активнее, чем в аналогичный период 2021-го, бронирование на следующий год уже выше на 29 процентов. Сейчас туристы приобретают туры на октябрь 2023 года. Похоже, наши люди наконец-то по достоинству оценили этот вид отдыха.
Новых лайнеров в нашей стране практически не строят. Первый и пока единственный за 60 лет теплоход "Мустай Карим" сошел с верфи и введен в эксплуатацию в августе 2020-го, инвестиции превысили три миллиарда рублей. В этом году он провел в навигации 190 дней, став абсолютным рекордсменом среди других круизных судов. Его выбрали семь тысяч клиентов. В каком же состоянии находятся суда, на которых путешествуют остальные туристы? Возраст большинства теплоходов - 40-50 лет. Однако специалисты утверждают, что для судна это не предел, а вот вопрос капитального ремонта действительно стоит остро.
- Владелец теплохода заинтересован в том, чтобы привести судно в порядок, - сказал Карен Мунтян. - От состояния корабля зависит стоимость билетов. Чем больше капиталовложения, тем скорее они окупятся. На модернизацию одной каюты надо затратить тысяч 600-700, а на отечественных кораблях кают от 60 до 160. Ремонтируют свои суда даже те, кто не желает вкладывать средства в их содержание в расчете на бюджетную публику. Сегодня за этим строгий контроль, ведь состояние теплохода - это еще и безопасность пассажиров.
В нынешнем году многие компании испытали сложности с поставкой импортных запчастей и комплектующих, а также отделочных материалов. Еще недавно владельцы приобретали все это за рубежом, потому что российские предприятия проигрывали иностранным по соотношению цены и качества товара. Сейчас большинство компаний уже нашли способы купить все необходимое у других партнеров. Но цены на комплектующие оказались значительно выше, чем раньше.
В компаниях не исключают, что инфляция скажется на оплате труда сотрудников. Кроме того, резко дорожают продукты, а это существенная часть стоимости круиза. Одним словом, все опрошенные эксперты говорят о неизбежном подорожании водных туров. Будет ли этот вид отдыха столь же популярным или люди начнут отказываться от дорогих путешествий в пользу палатки у моря, покажет время.
Кстати, с теплоходом "Петр Великий", который строят на астраханских верфях, проблем пока нет. Все, что необходимо, уже приобретено, поэтому планы относительно его навигации не корректировались. Работу обещают завершить до конца 2022 года, а в следующем году он выйдет в рейс.
Помимо речных, российским путешественникам были доступны и зарубежные морские путешествия. За этот сезон пассажирский лайнер Astoria Grande 15 раз совершил круиз из Сочи в Турцию, проведя сто дней в Черном море. Корабль перевез более девяти тысяч пассажиров, сообщили в турецкой компании, которой он принадлежит.
- Нынешний сезон показал высокую востребованность круизов у российских туристов, - рассказал отель-директор лайнера Альпер Дегер. - Мы уже объявили ранее, что в сезоне-2023 Astoria Grande вернется в Сочи и будет курсировать по пяти маршрутам. Количество рейсов увеличится.
Напомним, в этом году заход судна в Сочи планировался еще в феврале, но его пришлось отложить, и корабль пять месяцев простоял на якоре в Стамбуле. Сейчас лайнер Astoria Grande ходит под панамским флагом, а раньше работал в Германии, в Балтийском море, и носил имя AIDAcara. В первый круиз из Сочи в Турцию судно отправилось 16 июля.
- Отрадно, что появляются морские круизы, ведь у нас нет теплых морей, кроме Черного, - отметил генеральный директор туроператора Андрей Михайловский. - Такой отдых пользуется популярностью из-за того, что поездки за границу сейчас затруднены. На выбор клиента влияет и разумное соотношение цены и качества.