Ситуацию диктуют не работодатели, а соискатели. Каковы новые тренды на рынке труда

Приоритетом становится некий баланс, люди понимают: пусть я лучше меньше заработаю, но побольше побуду с семьей.
Приоритетом становится некий баланс, люди понимают: пусть я лучше меньше заработаю, но побольше побуду с семьей. / Сергей Михеев
Ситуацию на рынке труда диктуют не работодатели, а соискатели. Эксперт по управлению карьерой Айгюн Курбанова нарисовала для "СОЮЗа" психологический портрет нового поколения, вышедшего на этот рынок, и рассказала, какие новые тренды они привнесли в экономику.

Айгюн, как поменялся "психологический профиль" тех, кто сейчас выходит на рынок труда? И повлияло ли это на сам рынок?

Айгюн Курбанова: Рынок труда действительно изменился. И в России, и в Беларуси, и во всем мире. Ранее основными соискателями выступали "иксы" - те, кто в вузы поступали в годы перестройки, в 90-е, им сейчас по 40-45 лет. Для нас - а я сейчас и про себя говорю - очень важной была стабильность. Трудоголизм, стремление к карьерному росту, к еще большим заработкам - все это свойственно для "иксов", нынешних сорокалетних. И чем старше, тем больше. А для нового поколения "зетов", которое уже выходит на рынок труда, важнее не деньги, которые они зарабатывают, а смыслы, которые получают.

На что они смотрят?

Айгюн Курбанова: Для них очень важен продукт, который делает компания, важно, этична ли эта компания. Вот на такие вещи они обращают внимание. А еще для них важно, чем конкретно заниматься. "Иксу" можно сказать: "Слушай, вот тебе две коробки - перекладывай с места на место, и получишь за это сто тысяч". Он ответит: "О"кей. Давай, я буду перекладывать в два раза быстрее - плати мне двести". А "зеты" выросли в период экономической стабильности и не знают, что это такое: из двух картошек и одной луковицы сварить обед. Они не испытывали страха, что за день обесценятся их деньги. Поэтому их начинают волновать вещи другого уровня, в том числе ценности, смыслы в работе. Поэтому сейчас эйчары - специалисты по подбору персонала, когда рассказывают про бренд, стараются преподнести компанию с лучшей стороны именно с точки зрения ее миссии. Молодым важно не только сколько они за работу получают (это у них считается само собой разумеющимся), но и чтобы деятельность их развивала, была им интересна.

А как отразились на этом поколении пандемия и все последующие тяжелые события?

Айгюн Курбанова: История с ковидом и нынешняя ситуация очень сильно повлияли на происходящее в умах многих. Люди начинают понимать, что на первое место выходят семья, близкие, здоровье. Приоритетом становится некий баланс, люди понимают: пусть я лучше меньше заработаю, но побольше побуду с семьей. Потому что понимают, что в бесконечной гонке выгорают, теряют силы и вкус к жизни, и смысла в заработанных деньгах особо не получается. Это один из общемировых трендов. Новое поколение хочет смыслов, пользы, баланса.

Сегодня мы можем работать отовсюду, у нас всегда есть возможность подключиться к интернету, есть почта в мобильнике. И если сознательно не блюсти границы, то можно "залипать" в работе постоянно. Поэтому люди ищут гибкий график: с утра отвел ребенка в садик, позанимался спортом, а потом поработал, например, не с девяти до шести, а с одиннадцати до двадцати. Люди готовы работать много, но не находиться в жестких рамках.

Удаленная работа с нами надолго?

Айгюн Курбанова: Сейчас технически во многих профессиях стало возможно работать удаленно.

Можно было и раньше - но не рисковали. Ковид заставил, люди смирились. А когда люди смиряются, они начинают пробовать и понимают, что ничего страшного, оказывается, тут нет. Если только речь не идет о личном самодурстве руководителя, который не умеет управлять и говорит: "Хочу, чтобы у меня все были перед глазами!" Но в ситуации, когда на рынке труда специалистов мало и найти подходящего не получается, через какое-то время смиряются все. Мы искали сотрудников в IT-компанию, и буквально каждый первый кандидат говорил: "Хочу удаленку". Сначала отказывали - компания не приемлет удаленной работы. А через какое-то время, когда так никого и не смогли найти, руководитель скрепя сердце согласился на дистант. Именно поведение кандидатов диктует, определяет рынок труда.

Десятилетний сын меня спросил, может ли человек "сразу иметь много работ"? Мне подумалось: в этом что-то есть.

Айгюн Курбанова: И это еще один заметный тренд на рынке труда - это так называемые слеш-карьеры, слеш-карьеристы. (Слеш - знак на клавиатуре, который означает наличие вариантов. - Авт.) Во всем мире сейчас ситуация очень нестабильной экономики. Раньше кризисы случались, условно, раз в 10 лет, а между кризисами ты более-менее спокойно жил. А сейчас мы видим, что один кризис заканчивается - второй начинается. И, чтобы быть устойчивее, нужно иметь не единственный источник дохода и даже строить параллельно несколько разных карьер.

Это, кстати, также история самореализации: человеку хочется быть более выпуклой, интересной личностью и заниматься сразу много чем. И гибкий график ему в этом помощник - таковы новые тренды.

Один из самых заметных трендов на рынке труда - появление так называемых слеш-карьеристов

Я сразу вспомнила знакомого финконсультанта, который устраивает мастер-классы по выпечке хлебов из дикорастущих злаков.

Айгюн Курбанова: А у меня есть знакомый эйчар, которому очень нравится реставрировать мебель. Он по выходным в своей мастерской этим занимается, не просто как хобби, но и зарабатывая. А на основной работе старается так спланировать, чтобы была четырехдневка и времени хватало. Я сама даю совет многим: если вы зацикливаетесь только на одной профессии, только об этом читаете, смотрите, то через какое-то время перестаете быть интересным в своей же профессии! Перестаете быть тем, кто выдает нестандартные решения, умеет собирать разные подходы.

Вы мама троих детей. Как-то стараетесь повлиять на их выбор профессии или стараетесь не вмешиваться?

Айгюн Курбанова: Могу дать такой совет: когда дети еще маленькие, внимательно к ним присматривайтесь. Как правило, родитель понимает, что у него ребенок скорее гуманитарий или технарь. Наблюдать за ним нужно, чтобы вовремя давать обратную связь: "О, как у тебя вот это хорошо получилось!" У детей уровень рефлексии низкий, они еще не умеют смотреть на себя со стороны. Конечно, детям интересно многое. Хорошо бы давать ребенку возможность попробовать новое, но не заставлять продолжать, если не хочет. Замечая в ребенке сильные стороны, говорите ему о них, чтобы он тоже их увидел и мог бы на них опереться. А еще родителям надо поработать над собой, чтобы не думать, будто одна профессия - это навсегда. У людей будущего должны быть синергетические специальности. Это когда у человека совершенно разные профессии, и он работает на их стыке. Например, медицина и IT: можно создавать программы для медицинских роботов. И ребенку надо объяснять, что на одной работе можно заниматься разным! Самое интересное делается именно на стыке интересов.

Мой сын-старшеклассник выигрывает конкурсы по программированию, и я упорно тяну его в айтишники. А он хочет заниматься режиссурой... Права ли я?

Айгюн Курбанова: Сейчас у многих родителей имеется столь же горячее желание ребенка отправить в IT, как раньше было, когда отправляли в инженеры или врачи. Считается, что так он точно не останется без куска хлеба. И это правда. Все будущие профессии будут связаны с цифровыми технологиями: профессия плюс IT. Это база, которая будет нужна всем. Подростку надо объяснить, что никто его не заставит потом работать чистым программистом и заниматься только математическими расчетами, что он сможет сочетать IT с более творческой деятельностью. Просто есть возраст, когда человеку физиологически легче учиться. Не зря в институт поступают в 17 лет, а не в 40. Период, когда мозг лучше воспринимает информацию, лучше потратить на что-то сложное, что потом изучить будет намного труднее.

Говорят, что сейчас, чтобы оставаться на месте, надо бежать изо всех сил. Вы согласны?

Айгюн Курбанова: Чтобы карьера была успешной, нужно понимать, в каком направлении развивается твоя профессия. Например, "моя профессия уходит в "цифру". Как быть в курсе? Например, быть подписанным на трендсеттеров - лидеров, которые задают тренды - в твоей профессии. Смотреть, как они рассказывают про свой функционал. Ходить на профессиональные конференции. Наблюдать, в какую сторону идет тренд. И, обнаружив этот тренд, начать учиться. В наше время знания устаревают примерно каждые два года. Чтобы быть востребованным, нужно постоянно в свою копилочку докладывать знания. А переучиваться и идти в какую-то совершенно другую область можно тогда, когда ты понимаешь, что твоя сфера загибается, в ней уже ничего не будет развиваться, всех специалистов сокращают. Надо уходить, когда людям во всей отрасли в целом становится плохо.

Подходящее ли сейчас время, чтобы уйти, наконец, с нелюбимой работы? Учитывая, что на тебе, к примеру, висит ипотека...

Айгюн Курбанова: На самом деле, ситуация на рынке труда в целом сейчас нормальная. Какого-то обвала нет. Жизнь у нас одна. И, если работа нелюбимая, надо ее менять. Сегодня потерпим эту ситуацию, завтра потерпим другую, а жить-то когда?

Визитная карточка
Фото: Фото из личного архива

Айгюн Курбанова, эксперт по осознанному управлению карьерой. Президент Ассоциации карьерных консультантов. Владелец Школы карьерного менеджмента. Многодетная мать, которой наличие троих детей не мешает строить карьеру, развивать бизнес, консультировать и преподавать.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться