75 лет лет назад ГА ООН приняла резолюцию о создании Израиля. Не пора ли завершить палестино-израильский конфликт

29 ноября - знаковая дата в истории Израиля. Ровно 75 лет назад Генеральная ассамблея ООН приняла знаменитую резолюцию, рекомендовавшую создание на палестинской территории двух отдельных государств - еврейского и арабского. И хотя официально Израиль появился на политической карте мира чуть позже (в мае 1948 года), именно то решение международного сообщества открыло двери евреям к полноценной и столь долгожданной государственности.
GPO FILES / AFP

Свою лепту в появление Израиля на свет внес и Советский Союз. В том далеком 1947 году Москва была среди тех, кто поддержал ооновский план. Однако, тот самый план был призван не только воплотить в жизнь еврейские мечты: по нему подразумевалось и формирование государства Палестина. Того самого, которое спустя три четверти века все еще так и не создано, и за чье появление палестинцы упорно сражаются десятилетиями напролет.

Собственно, сама идея ООН заключалась в том, чтобы этой сделкой раз и навсегда устранить бушевавшую напряженность между арабами и евреями. На деле же это оказался тот самый случай, когда благими намерениями вымощена дорога в ад: затея ООН с самого начала удовлетворяла интересы только одной стороны (еврейской), а последствия той однобокости мир расхлебывает до сих пор. И если, например, Япония - это страна "восходящего солнца", то Израиль все годы своего существования - это страна непроходящего и, кажется, бесконечного конфликта.

Справедливости ради, нужно признать, что палестинцы и весь арабский мир сами сказали свое категорическое "нет" ооновскому плану по разделу палестинских земель. Более того, они начали кровопролитную войну с евреями за освобождение Палестины, и шире - за право Израиля на существование как таковое на исторически арабских территориях. Однако негодование арабского мира было легко понять: резолюция ООН была вопиюще несправедлива по отношению к палестинцам. Так, согласно ооновскому плану, Израиль получил более половины палестинских земель (свыше 55 процентов) - и это при том, что ранее евреи контролировали крошечную часть этих территорий (менее 10 процентов). Примечательно и то, что еврейскому государству доставались куда более плодородные земли, чем палестинцам.

И это еще были "цветочки": ооновский раздел палестинского пирога предусматривал, что почти половина палестинского населения окажется не у себя дома, а на территории принципиального врага. Вдогонку добавим, что вообще-то на тот момент палестинцев было в два раза больше, чем евреев. Учитывая все вышеперечисленное, план ООН априори не мог устраивать палестинцев, а также арабские страны, которые объединились вокруг своих ущемленных единоверцев. К слову, редкий исторический пример, когда обычно глубоко расколотый арабский мир был по одну сторону баррикад.

Затянувшаяся ближневосточная эпопея видала всякое: террористические акты палестинцев, карательные действия израильтян, пошаговая нормализация отношений между Израилем и арабскими государствами. Причем в последние годы процесс примирения еврейского государства с арабскими странами и вовсе приобрел интенсивный характер: только за один 2020 год Тель-Авив успел официально примириться с ОАЭ, Бахрейном, Суданом и Марокко. И вроде как международное сообщество все время держит руку на пульсе палестино-израильской проблемы, вот только воз и ныне там. Стороны регулярно продолжают взаимные ракетные обстрелы, а до полноценного урегулирования далеко так же, как и до Луны. Последнее серьезное обострение было этим летом: в августе Израиль провел очередную спецоперацию в секторе Газа, устроив жесткую блокаду этих территорий и спровоцировав ракетный ответ палестинских экстремистов.

Есть стойкое ощущение, что международное сообщество не способно эффективно повлиять на эту незаживающую ближневосточную болячку. Хотя бы потому, что в этом вопросе мир расколот сразу на три лагеря.

Западные страны во главе с США традиционно поддерживают Тель-Авив (главный ближневосточный союзник Вашингтона), оправдывая чуть ли не любые его шаги, включая предельно спорные. Арабские страны по-прежнему горой за палестинцев. А третья группа - это страны, которые выступают за скорейшее разрешение этого гордиева узла через переговоры и взаимоуважительный диалог (сюда относится и Россия). Вот только из такой разношерстной мировой мозаики все никак не сложится мирный пазл. И даже наоборот - периодически те же Соединенные Штаты подливают все нового масла в этот полыхающий ближневосточный огонь. Решение уже экс-президента Трампа признать нейтральный Иерусалим израильской столицей и перенести туда американское посольство - как раз из этой оперы.

И вот тут напрашивается очевидный вопрос: а не пора ли самому Израилю наконец проявить мирную волю и инициативу - и поставить точку в ненужном конфликте? Кажется, что израильские власти не особо стремятся этого достичь, а зря. Негаснущая напряженность в отношениях с палестинцами заставляет Израиль постоянно спать "с пистолетом под подушкой". Хотя было бы куда логичнее искать компромисса с этими самыми палестинцами, которые долгие годы не без оснований чувствуют себя людьми второго сорта во враждебном государстве. Зато полноценное создание палестинского государства позволило бы Израилю в разы понизить накал конфликта. И почти свести его к нулю, обезопасив самих себя. В конце концов, израильская мечта когда-то осуществилась - пора бы, чтобы и к палестинцам пришел долгожданный праздник.