29.11.2022 12:05
    Партнерский материал
    Рубрика:

    Благодаря инициативам ВолГУ больше молодежи придет в науку

    Международный научный акселератор "Сталинградские высоты" - это десятки мероприятий, свыше тысячи студентов, вовлеченных в науку, создание научного коворкинга. Все это стало возможным благодаря гранту Минобрнауки России, полученному Волгоградским государственным университетом (ВолГУ) на развитие студенческой науки. Грант позволил провести целый ряд мероприятий, эффект от которых будет заметен и впоследствии. Главная цель - вовлечь в науку как можно больше молодежи.
    Научный форум Сталинградские высоты в ВолГУ / Пресс-служба ВолГУ
    Научный форум Сталинградские высоты в ВолГУ / Пресс-служба ВолГУ

    Тематика акселератора обусловлена идеей сохранения исторической памяти, поскольку мероприятие проходит в преддверии 80-летия победы в Сталинградской битве. Центральным событием акселератора стал международный молодежный научный форум "Сталинградские высоты". Название выбрано неслучайно. Все знают Мамаев курган, который нередко называют главной высотой России. Но в Сталинграде была еще одна значимая возвышенность, за которую шли кровопролитные бои.

    Музей курсантских полков в Волгу. Фото: Пресс-служба ВолГУ

    Волгоградский государственный университет возведен на знаковой высоте, на месте сражения курсантских полков. Многие годы шефство над мемориалом "Лысая гора", установленном на высоте 145,5 в память об ожесточенных боях, осуществляют наши студенты. Ученые ВолГУ раскрывают новые страницы нашей героической истории.

    - "Сталинградские высоты" - научный форум, лейтмотивом которого является сохранение исторической памяти и культурного наследия. В его программу наряду с повышением качества научных компетенций и развитием междисциплинарности проектов мы заложили историко-культурную составляющую, проработали насыщенную экскурсионную программу. Участники из разных регионов знакомятся с ключевыми достопримечательностями Волгоградской области, - отметила ректор ВолГУ Алла Калинина.

    Алла Калинина, ректор ВолГУ. Фото: Музей курсантских полков в Волгу

    В рамках научного акселератора "Сталинградские высоты" в простой и наглядной форме студентам показали, что все они могут заниматься наукой. Организаторы уверены, что юношей и девушек, увлеченных исследовательской деятельностью, станет больше. Но им нужно помочь. Для этого требуется больше разных событий, посвященных подготовке студентов.

    - Акселератор подразумевал десятки мероприятий самого различного формата, от традиционных круглых столов и конференций до научных школ и дипломатических игр, - говорит и. о. проректора по воспитательной работе и молодежной политике ВолГУ Павел Переходов. - Благодаря интерактивной форме мероприятий участники на высоком уровне прокачивали свои компетенции. Гостями стали студенты со всей России и иностранцы, обучающихся в отечественных вузах, а также старшеклассники. Мы подключали к работе представителей экспертного сообщества, затрагивающих приоритетные направления социально-экономической сферы, проблемы внутреннего туризма, патриотического воспитания молодежи и научно-технологическую повестку.

    Среди других обозначенных целей такого подхода - усиление межотраслевых направлений, передача международного опыта в деятельности студенческих научных обществ и обучение базовым навыкам написания научных работ молодых людей, еще не имеющих такого опыта. Грантовая поддержка позволила охватить и магистрантов, для которых разработан спецкурс по написанию научных публикаций в рамках дополнительного образования. Так, обучающиеся по этой программе получили сертификаты о повышении квалификации. Это будет особенно ценно при последующем поступлении в аспирантуру.

    Междисциплинарность - одно из основных требований времени. Часто к разрешению одной проблемы можно подобраться с разных сторон. Так, научный семинар "Экоюрист" объединил, как понятно из названия, будущих знатоков права и защитников природы.

    Все-таки традиционные формы преподавания, даже самого качественного, - это иерархия: опытный преподаватель передает знания будущим коллегам. Но для развития студенческой инициативы важны и другие подходы. В тех же круглых столах молодежь на равных участвует с ведущими учеными региона. Студенты и эксперты вместе обсудили социально-экономическое развитие Волгоградской области. Чем больше такого интеллектуального общения с экспертами, тем сильнее развиваются навыки молодых ученых. Ведь образование - это не только лекции, семинары и производственная практика. Современные форматы тоже нужны. И студенты отлично на них реагируют.

    Из новых направлений выделим лектории от известных деятелей науки. Для этого приглашают федеральных спикеров. Одним из них стал российский журналист и телеведущий, общественный деятель и почетный профессор ВолГУ Сергей Брилев. Лектор рассказал о своем медиапроекте по изучению исторического взаимодействия стран Латинской Америки и России во время Великой Отечественной войны. Такие встречи призваны популяризировать интеллектуальную деятельность, показать перспективы межкультурного диалога.

    - Разносторонняя тематика лектория позволила нам вовлечь студентов множества направлений научного знания: до тысячи человек напишут научные статьи. Это будет своеобразный толчок для вхождения в науку. Молодежное сообщество заинтересованных исследователей будет развиваться дальше, а мы издадим сборник первых статей авторов, - поделился Павел Переходов.

    Павел Переходов, и.о. проректора по ВР и МП ВолГУ. Фото: Пресс-служба ВолГУ

    В университете создадут особое студенческое пространство для научной коллективной работы. Уже определили место, закупили мебель и технику. А у форума "Сталинградские высоты" будет свое наследие - регулярная конференция молодых ученых. Скорее всего, во главу угла поставят историко-культурную тематику, но с очень широкими возможностями участия и для исследователей других профилей. Ведь многие исторические события можно изучать, например, и с юридической, и с экономической стороны.

    Мероприятие организовано благодаря субсидиям из федерального бюджета, которые выделяют вузам на поддержку студенческих научных обществ.