01.12.2022 21:04
    Поделиться

    Политический обозреватель Валерий Выжутович: Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор

    Частичная мобилизация заставила россиян экономить. По данным опросов ФОМ для Центробанка, проведенных с 3 по 13 октября, индекс потребительских настроений упал на 5,1 процента по сравнению с сентябрем.

    Аналитики ЦБ отмечают, что граждане все реже позволяют себе дорогостоящие покупки и все чаще проявляют склонность к сбережению. "Те, кто из-за мобилизации мог ощутить изменение текущей ситуации, либо призваны, либо уехали из страны, либо залегли на дно. Соответственно, в опросе они принять участие не могли. А остальные, по-видимому, никаких изменений к худшему не ощутили: дефицит на рынке труда из-за мобилизации усилился, зарплаты, по-видимому, кое-где выросли. А что еще нужно среднестатистическому россиянину? Но ожидания ухудшились и у участников опроса, причем весьма резко. Логично, ведь завтра могут призвать и их",- говорят аналитики.

    Однако с 17 по 23 октября динамика спроса восстановилась. За этот период, по данным Сбериндекса, номинальные покупки товаров и услуг выросли на 7,2 процента за счет оживления спроса на непродовольственные товары и услуги, но замедлился рост трат на еду. А средние недельные номинальные расходы граждан в ту же неделю, по подсчетам холдинга "Ромир", сократились на 3,5 процента, до 5,5 тысячи рублей. В годовом выражении индекс недельных расходов "Ромир" вырос на 5,7 процента против 5,3 на неделе с 10 по 16 октября.

    Индекс потребительских настроений россиян упал в октябре на 5,1 процента по сравнению с сентябрем

    Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор. В сентябрьском бюллетене "О чем говорят тренды" они отмечали устойчивость потребительской активности на фоне стабильной ситуации на рынке труда и расширения кредитования. Тем не менее, как сообщил Центробанк, потребительские настроения россиян ухудшились и пока застыли на максимуме 2018 года. То же и сберегательные настроения. По опросам "ИнФОМа", проведенным по заказу ЦБ, в июле более 70 процентов респондентов не смогли ничего отложить. Здесь особенно неуверенно почувствовали себя предприниматели - о росте доходов в июле заявили лишь 7 процентов (в первом квартале было 18, во втором 14). Среди пессимистично настроенных потребителей, по данным Росстата, заметную долю составляет молодежь. А вот наемные работники свое материальное положение стали оценивать выше. При этом на 29 процентов выросла доля населения, предпочитающего дорогостоящие товары, что объясняется укреплением рубля и появлением параллельного импорта.

    Траектория потребления стала стремительно меняться уже в марте, и в первом квартале 2022 года наблюдался рост расходов на 4,7 процента. Россияне скупали холодильники, стиральные машины, автомобили, компьютеры. Запасались продовольственными товарами длительного хранения - мукой, крупой, сахаром, солью, консервами. На год вперед заготавливали лекарства. При этом за три месяца реальные располагаемые доходы упали на 1,2 процента. Откуда же взялись деньги на ажиотажные закупки? "Рост расходов был профинансирован за счет изъятия средств из сбережений и структурной перестройки расходов, - объясняют авторы доклада "Доходы и потребление населения: чего ждать в 2022 г.?", подготовленного Центром развития ВШЭ. - Использование населением кредитования на создание запасов было сильно ограничено. В марте наблюдалось сокращение выдачи необеспеченных потребительских кредитов до 30-35% от уровня января-февраля 2022 г.". Рост стратегических расходов (на товары длительного пользования и хранения) сопровождался тактической экономией - переходом на более дешевую еду (покупки свежих овощей уменьшились в марте на 17 процентов, а свежих фруктов - на 13), отказом от привычных услуг и развлечений.

    Покупательная способность населения сейчас снизилась столь же заметно, как и в "ковидные" годы. Согласно опросу, проведенному компанией Tiburon Research, 44 процента россиян ощутили снижение доходов, 28 процентов лишились премий и повышений по работе, 26 процентов столкнулись с проблемами при поиске работы, 8 процентов уволены, а также 8 процентов получают зарплату, хотя компании приостановили деятельность.

    Что касается отношения к компаниям, покинувшим Россию, то, как показало исследование "Ромир", более 40 процентов граждан хотят скорейшего возвращения брендов следующих категорий: товары для дома (41 процент), косметика и парфюмерия (44), непродовольственные товары (48), автомобили (50), одежда и обувь (51), бытовая техника и электроника (56). А не хотят граждане возвращения международных пивоваренных компаний (40 процентов), точек питания (39) и брендов крепкого алкоголя (37).

    Замедление динамики спроса в рознице макроэкономисты ЦБ не оценивают как негативный фактор

    Потребительская активность россиян продолжает снижаться. В конце сентября - начале октября расходы граждан на товары и услуги выросли на 2,4% процента в годовом выражении (в предыдущие три недели они росли на 4,4%, 4,2% и 4%). Причем по расходам на товары динамика оказалась худшей с июля 2021 года - сокращение на 0,9% в годовом выражении. Тем не менее паники нет. Об этом говорят результаты опроса, зафиксированные специалистами исследовательского холдинга "Ромир". Если 5-6 марта 51 процент опрошенных говорил, что страна находится в экономическом кризисе, то 2-3 апреля в этом были уверены только 41 процент. И если в начале лишь 1 процент респондентов верил, что проблем в России нет, то через месяц в это стали верить уже 3 процента.

    Поделиться