По данным Банка России, в третьем квартале текущего года долговая нагрузка населения снизилась до 11,2% по состоянию на 1 октября с 12,1% на 1 апреля текущего года. Регулятор фиксирует снижение этого показателя второй квартал подряд, в предыдущем квартале это произошло впервые с 2015 года. При этом ЦБ констатирует восстановление кредитной активности граждан, но ожидает некоторого замедления розничного кредитования в стране.
Долговая нагрузка рассчитывается как отношение всех платежей населения по кредитам и займам человека к его ежемесячным доходам.
"Основная причина снижения долговой нагрузки - это радикальное снижение кредитования населения на протяжении нескольких месяцев плюс действие программ кредитных каникул", - считает вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков.
Также сыграли немаловажную роль, по его мнению, изменение настроя граждан, неопределенность и нежелание втягиваться в дополнительные долги, в том числе на покупку товаров не первой необходимости, при непонимании перспектив дальнейшей экономической ситуации. При этом произошел резкий рост цен на товары и процентные ставки из-за высокой инфляции, что делает невозможным половине граждан справиться с возрастающими выплатами.
"С уходом зарубежных компаний с российского рынка доход большого количества заемщиков существенно снизился, или они вовсе потеряли работу. Это изменило приоритеты граждан. Поскольку предсказать ход событий обывателю невозможно, люди сконцентрировались на базовых нуждах и оставили мысли об улучшении качества жизни за счет заемных средств - стараются "жить на свои"", - считает руководитель проекта Народного фронта "За права заемщиков" Евгения Лазарева.
Вместе с тем, банки стали осторожнее выдавать кредиты, оценивая реальную возможность по возврату гражданами заемных средств, без втягивания их в кредитную кабалу. Банки в текущих условиях стараются минимизировать свои риски для снижения возможных убытков - они ужесточают оценку кредитного качества заемщиков и сокращают лимиты по розничным продуктам, поясняет ведущий аналитик по банковским рейтингам "Эксперт РА" Евгений Романов.
"Россияне станут охотнее брать кредиты, когда экономически ситуация окончательно стабилизируется, а реальные доходы вернутся на прежний уровень, компенсировав взлетевшую инфляцию и цены на товары. Если все будет удачно, то это может произойти во второй половине 2023 года", - прогнозирует Войлуков.
Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Воронкова поясняет, что долговая нагрузка снижается, в основном, по необеспеченным кредитам, а по ипотечному кредитованию, которое составляет большую часть долговых обязательств населения, она остается прежней. Число заемщиков с двумя кредитами выросло и составляет примерно треть.
"Банковский сектор, также как и другие сегменты финансового рынка, потеряли в течение года средства населения, но выиграли от высоких кредитных ставок и возросшего разрыва между кредитными ставками и ставками по вкладам", - отмечает она.
К сожалению, в структуре расходов населения увеличилась доля обязательных платежей и взносов, достигнув 15,4% (рост на 0,6 процентного пункта за третий квартал), а средняя задолженность по ипотеке в расчете на одного заемщика по сравнению с прошлым годом выросла более, чем на треть.
Снижению нагрузки также способствует увеличение среднего срока кредитования, которое формально уменьшает текущий размер процентного платежа, однако увеличивает совокупный размер переплаты за кредит, указывает старший экономист банка "Открытие" Максим Петроневич.
Эксперты разделяют опасения Банка России относительно рисков "ипотеки от застройщика" по околонулевым ставкам.
Риски ипотечного кредитования на фоне "льготной ипотеки" растут и, если их не контролировать, могут привести к чрезмерной закредитованности граждан, считает Пушко из Высшей школы экономики.
В последнее время Банк России постоянно об этом говорит и предупреждает. Так, с начала осени текущего года Банк России активно выступает против "ипотеки с нулевыми ставками", суть которой состоит в следующем: застройщик в начале поднимает стоимость квадратного метра на 25-30%, а затем объявляет, что его жилье продается по ипотеке с нулевой ставкой. Это одна из маркетинговых манипуляций целью которой является стимулирование продаж.
"А страдают от этого доверчивые клиенты, поскольку их жилье оказалось дороже рыночного уровня. Понятно, что продать его весьма проблематично. К пострадавшей стороне можно отнести и банки, участвующие в таких схемах, поскольку их кредитные риски по таким клиентам оказываются существенно выше", - добавил эксперт.
Преподаватель бизнес-программ РАНХиГС Надежда Громова отмечает рост ипотечных кредитов с небольшим (менее 20%) первоначальным взносом на покупку жилья - общая доля таких кредитов в ипотечных портфелях банков увеличилась почти до 50%.
"Это потенциально опасно, поскольку кредитная зависимость заемщика распространяется на более длительный срок и размер долга на одного заемщика составляет более 80% от стоимости жилья, а в условиях неопределенности планирование доходов на длительный срок затруднено, цены же на заложенное имущество за 25 лет могут меняться непредсказуемо", - отмечает Громова.
Опасения регулятора в отношении ипотечного кредитования небеспочвенны, продолжает Петроневич из "Открытия". Спрос на рынке первичного кредитования стимулируют льготные программы государства, усиленные действием программ субсидирования непосредственно от застройщиков, в результате чего средняя ставка выдачи кредита на первичном рынке за год снизилась с 6% до 3,7%, а цены на первичку выросли в большинстве регионов на 25-40%. Одновременная отмена Минфином в 2023 году основной льготной программы "под 7%" и ужесточение позиции Банка России в отношении субсидирования ипотеки застройщиками может привести к увеличению средней ставки выдачи кредита уже к середине будущего года до уровня 6,8%-7,5% и тем самым вызвать существенную негативную реакцию на рынке, считает аналитик. "При этом сам по себе уровень ставок 6,8-7,5% нельзя назвать завышенным - он вполне соответствует уровням целевой инфляции в 4% и долгосрочному уровню ключевой ставки на уровне 5,5-6,5%, однако траектория возврата ставок к новому уровню должна быть более сглаженной", - заключил Петроневич.
Между тем, по состоянию на 1 ноября банки предоставили военнослужащим и членам их семей более 100 тысяч кредитных каникул на общую сумму 45,4 млрд рублей.
Мониторинг Банка России показывает, что в целом банки смогли оперативно внедрить механизм предоставления кредитных каникул участникам Специальной военной операции. При этом регулятор получил около 750 жалоб и обращений граждан по этой теме, в основном это были вопросы о порядке предоставления каникул.
Банк России провел проверку по всем поступившим жалобам. Во всех случаях, когда жалобы были обоснованы (около 40 случаев), ситуация была урегулирована, каникулы заемщикам предоставлены. Чаще всего нарушения со стороны банков по предоставлению кредитных каникул носили технический характер и были связаны с доработкой программного обеспечения банков, в других случаях - с запросом документов, подтверждающих мобилизацию заемщика. Автоматизированная проверка банками статуса мобилизованного через информационную систему Федеральной налоговой службы, которая заработала с 23 ноября, снизит вероятность повторения подобных проблем, указали в ЦБ.
Без учета кредитных каникул мобилизованным и членам их семей количество заявок на реструктуризацию кредитов от физических лиц в октябре 2022 года выросло по сравнению с сентябрем более чем на 20%, а со стороны малого и среднего бизнеса осталось на прежнем уровне. Банки за месяц провели реструктуризацию по 64,7 тысячи кредитных договоров физлиц на 22 млрд рублей и по 4,1 тысячи договоров малого и среднего бизнеса на 36,5 млрд рублей.