Первые зрители уже вовсю делятся впечатлениями о фильме, который показали на трех фестивалях. На двух - в Санкт-Петербурге: премьера состоялась на "Послании к человеку", а вслед за этим киносмотром впервые был проведен "Балабанов-Фест" - там был второй показ. Можно было дополнить впечатления от фильма, сходив на выставку, посвященную Алексею Балабанову в Севкабельпорт.
В Москве же фильм открыл Первый фестиваль авторского кино "Зимний", а на следующий день, в кинотеатре "Октябрь" состоялась премьера картины. На фестивале "Зимний", где присутствовала автор этих строк, картину представили Любовь Аркус, вдова Алексея Балабанова, известный художник Надежда Васильева и Константин Эрнст. Второй продюсер - Сергей Сельянов, можно сказать "представлял" фильм в кадре. И можно смело утверждать, что таким одного из лучших российских продюсеров мало кто видел, потому что Балабанов был для него, продюсера картин "Брат" и "Брат 2" и других, важнейшим событием и опорой в жизни.
Алексей Балабанов в жизни многих людей был тем правдивым и настоящим явлением, ради которых стоит жить вообще. Сейчас любят цитировать фразу из фильма "Мне не больно": "Самое главное в жизни - найти своих и успокоиться". Балабанов был свой. И тем, кому повезло его обрести, открылся смысл жизни, причем в не спокойные времена, а в лихие 90-е, "певцом" которых он был. В то время важно было найти стержень и мотивацию. Балабанов со своим невеселым, но правдивым кино оказался именно таким.
Режиссер Любовь Аркус (а это - пятый ее документальный фильм) всегда была близка к Балабанову и его семье, поэтому фильм она сняла о самом личном и наболевшем. Чтобы подчеркнуть это, выбран прием съемки крупным планом, когда от зрителей не ускользает ни одна деталь и эмоция. Снимать картину Аркус начала еще при жизни Балабанова, за два года до его ухода, на съемках картины "Я тоже хочу". Если бы она не была столь близким человеком, герои фильма так перед ней бы не раскрылись. А это, прежде всего, сам Балабанов и его родные. Благодаря картине, зритель сразу становится "вхож в дом" Балабановых. Живут они небогато, заурядно, с такими же, как и у всех, проблемами. Казалось бы - известный режиссер, мог себе многое позволить. Но нет, не выделяется, честно делает свою работу, рассказывая о таких же людях, как и он сам, идущих через темные времена.
По кадрам из фильмов Балабанова, приведенным в фильме Аркус, можно вспоминать историю своей жизни, вписанную в историю страны. "Кочегар", "Мне не больно", "Про уродов и людей".... При виде фрагментов из "Груза -200" хочется закрыть глаза или выбежать из зала. И какая надежда согревает сердце, когда смотришь, как снималась колокольня счастья в фильме "Я тоже хочу". А у этой самой колокольни - съемки шли в заброшенной церкви, зритель снова "встречается" с Балабановым, который сыграл режиссера, члена Европейской академии. И да, его герой тоже хочет быть счастливым.
Но зритель видит и мятущегося и не очень счастливого Балабанова. Того, который уже узнает о своей болезни, и в курсе и его родные, и близкие. Времени остается мало. А столько еще всего нужно успеть снять. В картине прямо говорится о том, что Балабанова подкосила трагедия - гибель Сергея Бодрова-младшего и съемочной группы в Кармадонском ущелье. Показано и само ущелье - обманчиво мирная смертоносная "локация". Конечно, жить после такой потери было тяжело, но Балабанов пытался.
Любопытно, что сегодня и Балабанов, и его творчество, зазвучали по новому. В повторном прокате с большим успехом прошли фильмы "Брат" и "Брат-2". К творчеству Балабанова стали обращаться и художники, и политики. Любовь Аркус говорит о том, что ее побудило завершить работу над документальным фильмом, который начал сниматься в 2011 году, что сегодня слова режиссера и его героев вдруг оказываются вне контекста, вне того, что он делал, каким был на самом деле. Нужно было рассказать о Балабанове правду. И фильм таким и получился - честным, горьким, сделанным с большой любовью и болью так, что каждый зритель поймет героя и прочувствует потерю - как настоящего режиссера, так и очень близкого человека.