08.12.2022 07:27

    Эксперты ИТ-форума обсудили проблемы и перспективы рынка электромобилей в России

    Выставкой всех присутствующих в России моделей электромобилей открылся ежегодный форум аналитического агентства "Автостат" "IT-Революция в автобизнесе-2022". А это ни много ни мало 20 единиц - именно столько вариантов будут у потенциального покупателя, надумай он приобрести новый э-карчик.
    Развитие сети зарядных станций увеличит число поклонников электромобилей в стране. / Татьяна Кравченко
    Развитие сети зарядных станций увеличит число поклонников электромобилей в стране. / Татьяна Кравченко

    По словам директора "Автостата" Сергея Целикова, если суммировать планы производителей и продавцов электромобилей в России, то этот сегмент рынка должен в 2023 году вырасти у нас в 10 раз: с 2500-3000 до 25-30 тысяч штук. Но реален ли такой прогноз и какие факторы пока тормозят развитие рынка электромобильности? Об этом и рассуждали эксперты на ИТ-форуме.

    Как сообщил исполнительный директор "Автостата" Сергей Удалов, за 10 месяцев в РФ было продано 2,1 тысячи чистых - то есть не гибридов - электричек (ВЕV), рост составил 34 процента, и это на падающем на 60 процентов рынке.

    На рынке авто с пробегом - минус 20 процентов в целом, а у ВЕV продажи составили 7,5 тысячи штук, это плюс 1 процент. И если бы не откровенный провал апреля-мая, результат был бы еще круче, считает Удалов.

    С января по начало ноября в лидерах рынка несмотря на санкции осталась Tesla (814 единиц), потом идет Volkswagen (256) с увеличением продаж в 128 раз, Audi (254), Porsche (172), BMW (74), Mazda (72) и китайский BYD (67).

    В региональной структуре продаж: лидирует Москва - 785 (+21 процент), потом Московская область - 241 (+58 процентов), Питер - 179 (минус 10 процентов), Кубань 150 (+88 процентов), Татарстан 47 (+24 процента). То есть все-таки к пользованию электрокарами тяготеют густонаселенные регионы с развитой промышленной инфраструктурой.

    Всего по данным "Автостата" по состоянию на конец октября в стране зарегистрировано 23,3 тысячи электромобилей. При общем парке в 45 миллионов авто это, конечно, капля в море. В общем объеме продаж э-кары занимают 0,4 процента, но вокруг этого рынка столько шума, что перспективы у этого сегмента, скорее всего, отрадные.

    "Автостат" вместе с журналом "За рулем" провели опрос о предпочтениях в выборе авто. Так вот, готовность купить э-кар высказали только 21 процент опрошенных. Основная причина отказа - слишком дорого (35 процентов). Тем не менее доля поклонников электричек с прошлого года немного подросла. "А вот в будущем такую покупку готовы рассмотреть уже 32,4 процента автовладельцев, это сдвиг в сознании людей все-таки происходит. Но автовладельцы выдвигают условия для покупки: э-кары должны быть дешевле, должно быть больше зарядок, ниже стоимость обслуживания, увеличен запас хода, сокращено время зарядки и т.д", - подчеркнул Сергей Удалов.

    По словам руководителя управления по транспорту Фонда "Сколково" Кирилла Жанайдарова, ситуация с электрозарядными станциями (ЭЗС) в России пока сложная: всего 4367 точек заряда. Причем медленных станций 3679, а быстрых только 688. Среднее время заряда - полтора часа, сравним с 5 минутами на АЗС.

    Развитие сети зарядных станций должно стать стимулом для роста рынка электромобильности

    Региональные лидеры по медленным станциям - Московская область (630), по быстрым Москва (68). Для сравнения: в КНР 3,9 миллиона ЭЗС, в США более 140 тысяч, в ЕС - больше 330 тысяч. И везде есть планы их дальнейшего развития, и они связаны не только с бизнесом, но и с регулятором.

    Собственно, утверждать, что наше государство "обижает" электромобилистов, в корне неверно. В части развития инфраструктуры есть определенные подвижки. В концепции по развитию электротранспорта прописано, что на первом этапе, в 2021-2024 годах должно появиться 2900 быстрых и 9400 медленных станций, на втором, в 2025-2030 годах - 72 тысячи быстрых и 28 тысяч медленных. "Это тот триггер, который должен стать стимулом для роста рынка электромобильности. По мнению первого замглавы кабмина Андрея Белоусова, если мы не подтянем отрасль электромобилестроения в ближайшие 2-3 года, то потеряем ее навсегда", - сообщил Кирилл Жанайдаров.

    Правительство готово субсидировать строительство ЭЗС, для этого выбраны пилотные регионы. Туда вошли Московская, Ленинградская, Нижегородская, Сахалинская области, Татарстан и регионы, через которые проходит трасса М-4 "Дон". В этом году размер субсидий на возведение 493 ЭЗС составил 1,37 миллиарда рублей, в среднем по 2,76 миллиона рублей на станцию. Но застройщик должен выполнить ряд условий, в частности, ЭЗС должны иметь 3 коннектора, среди которых непременно китайский JBT, а мощность станции должна превысить 149 кВт.

    У российской столицы есть своя программа развития э-каров "Энергия Москвы", согласно которой в 2023 году должно появиться 600 ЭЗС.

    Тем временем в мире появляются креативные ЭЗС, рассказал представитель "Сколково". Например, беспроводная магнитно-резонансная станция, разработанная MIT. Такие уже работают в Китае: припарковал машину, и она за 4 часа зарядится. В России тоже над этой технологией работают, электросамокаты уже можно зарядить таким образом. Израильский стартап пошел дальше - они заряжают э-кар прямо во время движения по дороге, в Швеции на Готланде уже есть такая дорога. Идея великолепная, только очень дорогая в реализации.

    Есть и мобильные ЭЗС на базе обычного автомобиля, который привезет энергию прямо к севшему в пути э-кару. Сколковский стартап Volt2Go в 2022-м был признан прорывом года по версии "Автонет".

    "Рынок электрозарядных станций будет однозначно расти, - резюмировал эксперт. - Например, ведущий в России производитель ЭЗС в 2021 году выпустил 20 станций, а в этом году уже 150. Так что при помощи государства вопрос о том, что первичнее, электромобиль или зарядная станция для него, скоро будет снят с повестки дня".

    Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Ирина Фурсова