За прошедшие 2,5 года мы несколько раз писали об этой истории. Просто оглушительный резонанс вызвали в свое время две первые публикации (см. "Аварии не заметил", "РГ" от 10.12.2020 года и "Машина-убийца - спецтранспорт судьи?", "РГ" - Неделя от 18.12.20 года). Напомним, о чем там шла речь. Вечером 7 апреля у 29-летнего жителя Краснодара Данила Юханова разболелся зуб. Он сел на велосипед и поехал в ближайшую аптеку за лекарством. На повороте в него врезался внедорожник Toyota Land Cruiser. Момент ДТП сняли видеокамеры, и на кадрах видно, как автомобиль даже не притормозил, сбив человека.
Остановился он через несколько кварталов у магазина, где к водителю подъехал патруль ДПС, попросив предъявить документы. И он предъявил - судейское удостоверение, спасшее от медосвидетельствования и дальнейших вопросов. В деле есть красноречивая фотография: внедорожник с разбитой после наезда фарой и сидящий за рулем седовласый мужчина. Здесь же - рапорт старшего инспектора группы по розыску ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по Краснодарскому краю. Цитирую: "07.04.2020 года в Карасунском округе города Краснодара имело место дорожно-транспортное происшествие, где водитель Захарчевский Ю.В., управляя автомобилем марки Toyota Land Cruiser 200, допустил наезд на велосипедиста Юханова Д.В. После чего водитель место происшествия оставил".
Дальше майор полиции в своем рапорте уточняет: "В связи с тем, что в действиях водителя Захарчевского Ю.В. усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 264 УК РФ, прошу направить материал в СУ СК по Краснодарскому краю, так как гражданин Захарчевский Юрий Витальевич имеет удостоверение действующего судьи Краснодарского краевого суда". Материал направили. Но после этого в жизни Захарчевского ничего не изменилось. Тем более что сотрудник, которому была поручена доследственная проверка, дошел до судьи лишь 16 июня, то есть через два с лишним месяца после аварии. Посмотрев видеозапись ДТП, Захарчевский свой автомобиль узнал. А вот момент аварии, по его словам, якобы не запомнил. И вместо честного признания начал, мягко скажем, выкручиваться, ссылаясь на плохое самочувствие. Как указано в протоколе опроса, у него были "затуманенные глаза и память"...
В то время за жизнь угодившего под судейские колеса велосипедиста краснодарские врачи боролись 4,5 месяца.
Он перенес четыре сложнейшие операции, однако в конце августа того же 2020 года умер от полученных травм. У Данилы Юханова остались беременная жена и четырехлетний сынишка, он никогда не увидит свою дочку, которую назвали Дарина. 18 декабря ей исполнится уже два года. По словам родных, малышка очень похожа на своего папу. Молодая семья жила на съемной квартире, но, лишившись кормильца (Юханов-строитель прилично зарабатывал), была вынуждена перебраться в общежитие - к родителям Юли, вдовы Данила. Там, в крошечной комнатке, сейчас все трое и обитают…
А судья Захарчевский прекрасно себя чувствовал. Уголовное дело по факту ДТП возбудили лишь через месяц после смерти потерпевшего и... спустя пять месяцев после наезда на человека. Оказывал ли судья или кто-то другой по его просьбе давление на полицейских, судить не берусь. Однако без загадочных, скажем, делодвижений не обошлось. Из краевого управления СК РФ материалы проверки вернули в отдел полиции Карасунского округа Краснодара, зафиксировавший факт ДТП. И тут в деле появляется… "автомобиль-убийца". Нет, это не моя фантазия. В постановлении полицейского следователя читаю, что поводом к возбуждению уголовного дела послужил рапорт инспектора ГИБДД, а основанием, обратите внимание, "наличие в действиях неустановленного лица состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 4 ст. 264 УК РФ". Причем сам судья Юрий Захарчевский фигурировал в деле в качестве свидетеля и продолжал вершить правосудие. А на работу он ездил за рулем все того же внедорожника, не опасаясь возможных "провалов в памяти". Вот так-то! Хотите верьте, хотите нет...
На возмущение в соцсетях краснодарцев и выступления СМИ никто во властных структурах края не обращал внимание. И только после того, как адвокат погибшего парня пожаловался на работу местных силовиков, по поручению Александра Бастрыкина резонансное дело передали в производство Главного следственного управления СК России. Расследование его продолжалось достаточно долго. Было проведено несколько экспертиз, собрана большая доказательная база. Так, согласно материалам проведенной автотехнической экспертизы, "водитель имел возможность затормозить, избежав наезда на велосипедиста". Оценили следователи и предоставленную адвокатом Захарчевского справку о наличии в крови потерпевшего 0,47 промилле алкоголя. Эксперт, которого они допросили, поставил под сомнение методику изъятия образцов крови у потерпевшего. Впрочем, состояние опьянения у потерпевшего не освобождает от уголовной ответственности виновника смертельной аварии, тем более если он скрылся с места ДТП.
С самим Юрием Захарчевским поговорить удалось только по телефону. В беседе с корреспондентом "РГ" он настаивал, что момента ДТП не помнит. При этом он, правда, заявил, что велосипедист двигался по встречной полосе. Но, спрашивается, откуда он мог это знать, если не помнит самого наезда?
Вопросов много, и ответы на них нашли сотрудники Главного следственного управления СК РФ. Основываясь на их материалах, Александр Бастрыкин пришел к выводу, что статус краснодарского судьи Юрия Захарчевского в деле должен измениться - со свидетеля на обвиняемого. Дать согласие на это он попросил Высшую квалификационную коллегию судей РФ. Ее решения Захарчевский ждать не стал и спешно уволился сам. Ход известный, ведь по закону неприкосновенными, то есть так называемыми спецсубъектами, считаются не только действующие судьи, но и те, что уже ушли в отставку. Однако существо дела это не меняло. Члены Высшей квалификационной коллегии судей РФ дали согласие на возбуждение уголовного дела в отношении Юрия Захарчевского. С тех пор его статус в уголовном деле - обвиняемый в совершении преступлений, предусмотренных п. "б" ч. 4 ст. 264, ст. 125 УК РФ (нарушение правил дорожного движения, повлекшее смерть человека, если оно сопряжено с оставлением места его совершения, и оставление в опасности).
Но экс-судья не сдавался, обжаловал это решение в Верховном суде. Однако не добился результата. Тогда Юрий Захарчевский, несмотря, как он постоянно заявлял, на провалы памяти, попытался оспорить саму процедуру возбуждения уголовного дела в отношении судей. Он пожаловался в Конституционный суд на то, что уголовно-процессуальная норма, которая определяет порядок возбуждения дела против судей (п. 4 ч. 1 ст. 448 УПК РФ), нарушает его конституционные права. То есть он хотел добиться признания неконституционной нормы УПК РФ, регламентирующей процедуру возбуждения дела против судей. По его мнению, в работе Высшей квалификационной коллегии судей РФ при даче согласия на возбуждение дела должен участвовать Генпрокурор России.
Фокус не удался. КС РФ, рассмотрев его обращение, с этим не согласился и отказал бывшему ему в принятии жалобы. Так Юрий Захарчевский изменил обращение к себе "Ваша честь" на - "подсудимый"...
- Пришлось приложить неимоверные усилия, чтобы доказать очевидное, - говорит адвокат потерпевших Алексей Иванов. - Нам пришлось преодолевать самозащиту системы правосудия - именно в этом была главная сложность дела. Но сам факт его направления в суд доказывает, что неприкасаемых не бывает. И это хорошо.
В этом году Следственный комитет РФ завершил расследование уголовных дел против 12 судей. В ведомстве подчеркнули - все эти дела коррупционной направленности. Но чтобы привлечь судью к любой ответственности - гражданской или уголовной, надо пройти непростой путь. Судьи не только в нашей стране, но и по всему миру, относятся к так называемой категории спецсубъектов, то есть людей, которых трогать можно, но очень осторожно, соблюдая специальный порядок. Именно поэтому между совершением преступления судьей и возбуждением против него уголовного дела может пройти много месяцев, а то и лет.
Итак, как можно наказать судью и за что?
С судьей, задержанным по подозрению в совершении преступления, например, драку или пьяное вождение, поступят не так, как с обычным человеком. Даже если судью, который напился и говорить толком не может, принудительно доставят в полицию, после установления его личности он "подлежит немедленному освобождению". Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом "в целях обеспечения безопасности других" . Но конкретно таких случаев в СК не припомнили.
Так, в прошлом году судья Арбитражного суда поругался дома с женой и отправился в бар. Дело было в Казани. Там судья разругался с охраной. Она вызвала полицию. Приехала Росгвардия и, чтобы успокоить дебошира, применила физическую силу и спецсредства - наручники . Но как только выяснили статус гражданина - его тут же отпустили. Судью, правда, не наказали, а лишь пожурили коллеги.
Районный судья в Тамбовской области много лет дружил с адвокатом. Когда-то они вместе работали. Защитник регулярно судился именно у своего друга. Оказалось, что адвокат часто обсуждает с судьей, кому что дадут по уголовным делам, и выясняет, как добиться смягчения ареста. Адвокат заранее выведывал у судьи решения по конкретным делам. И если мера пресечения ожидалась "мягкой", он предлагал своим доверителям "решить вопрос" за деньги. Судью лишили полномочий за конфликт интересов, но дела возбуждать не стали. Но чаще бывает по-другому.
Громкой была и просьба Александра Бастрыкина к ВККС о даче согласия на возбуждение уголовного дела против судьи райсуда Кемерова. Он уже был в отставке, но по-прежнему считался неприкосновенным. Его обвинили в мошенничестве. Выяснилось, что у одного из судей Центрального райсуда слушалось дело по обвинению в причинении смерти по неосторожности. Отставник был знаком с этим судьей и с зампредом районного суда. Поэтому, когда с отставником связался адвокат подсудимого, тот согласился помочь с переквалификацией совершенного преступления на более "мягкое" наказание. Бывший судья попросил за свои "услуги" 100 000 рублей.
Судью задержали, когда ему передавали деньги в машине. ВККС согласилась с просьбой Бастрыкина, начать расследование. Отставнику грозит до пяти лет колонии.
Другой судья из Иркутской области несколько лет возглавлял районный суд. СК утверждало, что у судьи-отставника был секс с несовершеннолетней. Коллеги согласились, чтобы ведомство Бастрыкина возбудило уголовное дело.
Судью из Челябинской области обвинили в совершении развратных действий в отношении своих племянниц. Внимание СКР на эту ситуацию обратила детский омбудсмен. Но судья успел убежать. Его объявили в межгосударственный розыск. А в СК завели дело.
Каждое из таких дел на судей тянется годами. Если судья совершил преступление, то без согласия коллег - Высшей квалификационной коллегии судей нельзя даже приступить к расследованию. И право попросить разрешение на расследование есть только лично у председателя СКР.
Подготовила Наталья Козлова