В тверском Путевом дворце открылась выставка "Екатерина II. Прекрасная эпоха"

Если вы обдумываете планы недальних поездок на зимние каникулы, есть смысл обратить внимание на Тверь.
Ощущение приватности на выставке рождается потому, что здесь много портретов из семейных галерей.
Ощущение приватности на выставке рождается потому, что здесь много портретов из семейных галерей. / Оргкомитет выставки "Екатерина II. Прекрасная эпоха"

Помимо удобного сообщения с Москвой и Питером, возможности обернуться за один день, демократичных цен и нормальной еды, Тверь пленяет петербургской четкостью "регулярной" планировки. Благодаря Екатерине II и "архитекторской команде" Никитина, которые после пожара 1763 года создали новую планировку города, здесь, как и в Петербурге, появился "версальский трезубец" улиц, лучи которых расходились к Волге, городскому саду и площади.

Тогда же, с 1764 по 1766 год, тут строится Путевой дворец, где уже в 1767 году останавливается императрица. Перестроенный позже Карлом Росси, он стал резиденцией Екатерины Павловны, внучки Екатерины II. При ней Тверь претендовала на звание культурной столицы, успешно соревнуясь на этом поле и с купеческой Москвой, и с чиновным Петербургом. Выставка "Екатерина II. Прекрасная эпоха" в Тверской областной картинной галерее, что располагается как раз в Путевом дворце, напоминает о тех временах. И не случайно, конечно, она открылась в день Святой Екатерины, посылая привет царственному Эрмитажу, другому детищу императрицы.

В этой перекличке нет холодной безличности посланий по фельдъегерской почте, но есть теплота меморий, в которых история отечества может явиться вдруг в домашнем халате, как сиятельный князь Потемкин в минуты хандры. Бросается в глаза контраст его камерного портрета с парадным - кисти Кристофа Лисиевского. У Лисиевского он стоит подбоченясь, одна рука - в рыцарских латах, на плечо - наброшена шуба, на которой красуется орден. Герой-любовник и лихой вояка в одном лице. Рядом с ним профильный портрет Потемкина неизвестного художника из коллекции Подстаницких выглядит скромным: никаких регалий, орденских лент. Завитой локон по моде эпохи покоится на плече. Но, похоже, скромность эта обманчива. Профильный портрет напоминает не только о традиции ренессансного портрета, скажем, флорентийца Козимо Медичи Старого, но и о чеканке медалей и римских монет.

Фото: Пресс-служба Тверского путевого дворца

Отчасти ощущение уютной приватности на выставке рождается благодаря тому, что здесь много портретов из семейных галерей. Как, например, фамильные портреты дворян рода Юреневых, весьма известных в Тверской губернии в XVIII-XX веках. С другой стороны, связь суверена со своими подданными в абсолютистской монархии несли печать личных отношений. Речь даже не о любовниках Екатерины II, которые, по слову Пушкина, "не знали меры своему корыстолюбию, и самые отдаленные родственники временщика с жадностью пользовались кратким его царствованием". Вот уж для кого эпоха была действительно прекрасной. Выражением особого благоволения или награды становился миниатюрный портрет монарха. Так, последний фаворит императрицы Платон Зубов изображен в мантии, в одеянии кавалера ордена св. Андрея Первозванного и с жалованным портретом Екатерины II.

Напротив, вошедшие в моду фарфоровые статуэтки, которые переводили пафос парадных монументов в ранг изящных "пустяков" домашнего декора, могли служить знаком личной лояльности хозяина дома императрице. На выставке можно увидеть нежный образец гарднеровского фарфора - белый бюст императрицы на постаменте с розовыми гирляндами и таким же вензелем "Е". Этот бюст повторяет более ранний - работы скульптора Луи-Симона Буазо, созданный для севрской мануфактуры.

Визуальным воплощением этих личных отношений с сувереном оказывается силуэтный рисунок тушью Иоганна Антинга, представляющий "Семейство Ф.В.Буора у монумента". Монумент, разумеется, бюст императрицы. Он - в центре листа, как на сцене. С обеих сторон, словно выйдя из-за кулис, к бюсту царицы обращают взгляды и протягивают руки многочисленные члены семьи Федора Боура, который был замечательным артиллеристом, инженером, картографом, архитектором.

Наконец, созданию камерной атмосферы выставки способствует и тот факт, что на ней представлены работы из частных собраний. В год 150-летия Дягилева нельзя не заметить, что эта выставка, ставшая своего рода признанием в любви к российскому XVIII веку, выглядит и оммажем Серебряному веку, который заново открыли для потомков обаяние куртуазного XVIII века, красоту портретов Боровиковского и Левицкого… И, конечно, этот проект напоминает о выставке портретов XVIII века, устроенной Дягилевым в 1905 году в Таврическом дворце.

История отечества может явиться вдруг в домашнем халате

Масштабы, разумеется, не сопоставимы. На Дягилевской выставке, ставшей итогом путешествий Дягилева по старым дворянским усадьбам, было показано около 4000 портретов. На нынешней выставке, устроенной Конфедерацией коллекционеров, антикваров и арт-дилеров вместе с Тверской картинной галереей, работ почти в сто раз меньше. Но сюда хочется вернуться. Хотя бы для того, чтобы увидеть, например, редкий акварельный "Внутренний вид церкви святой Софии в Константинополе", написанный Гаврилой Сергеевым во время посольства к султану Селиму III для подтверждения условий Ясского мира в 1794 году.