Российская газета: Алексей Евгеньевич, какие виды государственной помощи были предоставлены в этом году предпринимателям и какого эффекта удалось достичь?
Алексей Мельников: В начале текущего года депутаты ЗС определили меры поддержки регионального бизнеса. В частности, приняли решение о выделении дополнительных средств из краевого бюджета на компенсацию части затрат, в том числе на обслуживание кредитов. На мой взгляд, очень своевременная и важная мера господдержки, ведь экономическая ситуация во втором квартале года была весьма непростой.
Наша главная цель состояла в том, чтобы сохранить существующий бизнес и рабочие места, которые он организовал на своих производствах, а за счет этого сохранить или даже приумножить налоговые поступления в бюджет. Считаю, нам удалось справиться с поставленной задачей.
Так, благодаря пакету мер поддержки бизнеса работающих в Прикамье предпринимателей в последние полгода стало больше. Соответственно, увеличился и объем налоговых поступлений в бюджет региона по упрощенной системе налогообложения.
Российская газета: Насколько эффективны, по вашему мнению, меры экономической поддержки бизнеса, связанные с созданием в регионе территорий опережающего развития, а также специальных экономических зон и индустриальных парков?
Алексей Мельников: На мой взгляд, для предпринимателей, которые хотели бы реализовать какой-либо проект, связанный с созданием и развитием промышленного производства в Пермском крае, такие меры очень важны. Во-первых, они несут большой пакет новых региональных и федеральных льгот. Например, федеральные льготы по налогу на имущество и земельному налогу. На региональном уровне действуют льготы по налогу на прибыль, предоставляемые предпринимателям на 10 лет.
Во-вторых, преимуществом является готовая промышленная инфраструктура тех же индустриальных парков, где можно создавать те или иные производства. Кроме того, предпринимателям, работающим в ТОСЭР или индустриальных парках, проще привлечь дополнительное финансирование в виде кредитов на развитие своего бизнеса, ведь, по сути, все они являются участниками государственных проектов.
Эффект от создания специальных экономических зон, которые предоставляют ощутимые налоговые льготы, тоже очевиден. С их помощью мы можем предоставлять в регионе условия для развития крупного бизнеса и таким образом существенно увеличивать уровень налоговых поступлений в бюджет.
Российская газета: Какие факторы оказали наибольшее влияние на пермскую экономику в 2022 году?
Алексей Мельников: Большинство экспертов выделяют специальную военную операцию и последовавшее за ней усиление санкций недружественных государств. К этому я бы добавил негативное влияние на экономику вспышки COVID-19. Ее последствия ощущаются до сих пор. Это стагнация, снижение объемов продаж и сокращение числа количества рабочих мест в различных сегментах рынка. Так, очень сильно просел рынок аренды коммерческой недвижимости.
Однако благодаря своевременно принятым мерам на федеральном и региональном уровнях негативное влияние и коронавируса, и санкций удалось смягчить. В частности, об этом говорит тот факт, что предприятия региона активно участвуют в программах импортозамещения, во многих технологических процессах перешли на отечественное сырье и комплектующие или наладили их поставку из стран Азии. Еще один факт, подтверждающий, что мы справились с вызовами, - это уровень безработицы. В настоящее время он находится на приемлемом уровне.
Российская газета: Комитет регионального парламента по промышленности, экономической политике и налогам поддержал законопроект "Об озелененных территориях Пермского края". Какое значение он имеет для Прикамья, и когда будет окончательно принят закон?
Алексей Мельников: Законопроект регулирует отношения в области использования, содержания, охраны и воспроизводства озелененных территорий. Новые нормы законодательства позволяют создать в муниципалитетах единый механизм контроля за их сохранением и развитием. В законе также предусмотрены меры по восстановлению зеленых насаждений, утраченных в ходе строительства или сноса, и устанавливается ответственность за незаконный снос деревьев и кустарников. Кроме того, документ закрепляет принцип так называемого компенсационного озеленения.
Законопроект был принят депутатами в первом чтении еще в ноябре прошлого года. Сейчас мы работаем над устранением замечаний прокуратуры. Уверен, что и с этой задачей справимся и уже в обозримом будущем закон будет принят окончательно.