Муть воды
В неохватных джунглях шныряют гигантские волки, цветут циклопические цветы и прыгают по лианам трехметровые синие, практически лермонтовские богатыри (не вы). После победоносной войны и изгнания земных захватчиков аборигены уже около десяти лет живут, как им и положено, природосообразно, эко-гармонично и счастливо. Так и ждешь, что из-за толстого ствола одной из местных секвой выглянет довольная мордашка Греты Тунберг.
Джейк Салли (Сэм Уортингтон) - по-прежнему возглавляет один из кланов На'ви. В их с Нейтири (Зои Салдана) семье, подобно уже распавшейся ячейке Брэда Питта и Анджелины Джоли, множество своих и приёмных детей всех рас и национальностей.
В какой-то момент возвращаются неугомонные земляне, наряженные в суперсовременные экзоскелеты (впрочем, почти бесполезные при встрече с грозным оружием позднего палеолита - луком и стрелами). Среди космических конкистадоров - непотопляемый полковник Майлз Куоритч, который даже собственной смертью в первой части не заслужил повышения до генерала. Его сознание перенесли в тело аватара и вместе с отрядом спецназовцев отправили на охоту за лидером Сопротивления Пандоры Джейком Салли. Тот, чтобы вывести из-под удара весь клан, вместе с семьей решает покинуть общину и спрятаться под защитой племени водяных На'ви.
Поговаривают, что с каждой новой главой "Аватара" сокращается количество правок, которые вносит руководство студии Disney в сценарий. Страшно представить, что нас ждет в четвертой части, если она когда-нибудь выйдет на экраны. Уже в "Пути воды" от потенциально неплохого сюжета осталось не больше, чем от человеческой оболочки Куоритча. И те остатки рассыпаются, подобно его черепушке, в практически гамлетовской сцене в джунглях. Тут, на исходе первой трети фильма, пролегает водораздел: не самая оригинальная, но душевная история, вдохновленная мультиком о Покахонтас, превращается в откровенный полигон для демонстрации спецэффектов.
Хромакей отрыгивает одну красочную сцену за другой, бомбардирует кадрами инопланетных цветков, ракушек и водорослей. Вероятно, расчет на то, что зритель, застывший в дебильном визуальном экстазе, раскрыв рот и пуская струйку слюны, не заметит примитивных диалогов, сценарных дыр и главное - брежневского застоя в развитии сюжета. Сначала хочется выть от монотонности мирного повествования. Радуешься уже даже варварской сцене охоты на кита, призванной, вероятно, напомнить человеку о его кровожадной натуре. После наступает бессмысленный и беспощадный экшен со множеством NPC, которых невозможно (да и не хочется) запоминать. Куда подевалось знаменитое чувство темпо-ритма Кэмерона? Видимо, сказалось погружение на дно Марианской впадины, где, к слову, режиссёр мог видеть существ, гораздо более причудливых, чем продемонстрированные нам летучие щуки.
Если у другого великого визионера современности Гильермо дель Торо, недавно презентовавшего миру своего "Пиноккио", эстетика обслуживает смысловое наполнение, то сиротский калейдоскоп сочных картинок Кэмерона утомляет, растворяясь где-то на сетчатке. Да, некоторые кадры, подобно снятым из глубины силуэтам мальчика и кита, можно распечатывать и вешать в картинных галереях, но ради этого ли задумываются фильмы? Ни одной свежей сцены. В лучшем случае - цитирование: либо самого себя в "Титанике", либо иных мастеров, создавших "Звездные войны" или "Короля льва".
Перекочевавшая из первой части экологическая повестка уже не выглядит чересчур наивной в условиях постепенного вытеснения человечества в пресловутую Метавселенную - искусственный мир, идеалы которого, по иронии, продвигает и сам Кэмерон, поддавшись формализму.
А в остальном "Аватар: Путь воды" - расширенная энциклопедия пошлости. Начиная с набившего оскомину "антирасистского" нарратива в лоб, заканчивая сценой, в которой злодей, приставив пистолет в голове заложника, заставляет героя бросить оружие. Предсказуемое до скрежета зубов повествование удивляет лишь однажды: тем, что авторы не подготовили даже самого захудалого твиста.
Отдельного упоминания заслуживает актерская игра Джека Чемпиона, исполнившего роль "Паука" Майлза - сына полковника Куоритча, локального Маугли с дредами, воспитанного На'ви. Поскольку он играет человека, внимание зрителя не отвлечь на симпатичные нарисованные кошачьи носики, хвосты и прядающие ушки. И мы можем в полной мере насладиться деланной экспрессией, в которой достоверности меньше, чем во взгляде анимированного кашалота-тулкуна.
Ностальгия по детству дурно влияет на формирование хорошего вкуса, но прекрасно продаётся. Торгаши из киноиндустрии давно унюхали тренд на инфантилизацию аудитории, стали, по заветам классика, проще, чтобы люди к ним потянулись, и развернули красочное шапито, под куполом которого - одни трюизмы и избитая сермяжность. И это - главное событие в мире кино. Премьера, которую ждали 13 лет.
Оценка: 2