Наблюдатели давно ожидали таких изменений. В Токио опасаются набирающего мощь Китая, а также продолжающего вопреки всему свою ракетно-ядерную программу Пхеньяна, и конечно, "меняющей силовым путем статус-кво" России. Все эти формулировки и тезисы не перестают кочевать по страницам ведущих японских изданий и звучать в эфире популярных телепередач. Что и говорить, наша страна еще во времена существования Советского Союза была основательно вписана японскими медиа в перечень главных "страшилок", которыми запугивали местное население. Увы, сегодня перебить этот тренд крайне трудно.
В качестве последовательного сторонника укрепления оборонного потенциала государства выступал и бывший премьер Японии Синдзо Абэ, который ко всему прочему намеревался пересмотреть еще и мирные положения конституции. И кто знает, если бы не пандемия коронавируса и обострение хронического заболевания у политика, вынудившее его впоследствии спешно уйти в отставку, наверно, мы прочитали бы новости о пересмотре японского курса в сфере обороны намного раньше.
Однако главный вопрос в том, готовится ли сегодня Япония к настоящей войне и насколько японцы готовы воевать в принципе. С момента окончания Второй мировой войны Токио напрямую не принимал участия в военных конфликтах, служащие национальных Сил самообороны не имеют боевого опыта и по сути владеют "материалом" исключительно в теории. За период мирного существования без войн и потрясений в Японии сформировалось общество, которое не знает ничего о тяготах и лишениях, которые несет с собой любая война. Поэтому, как минимум в психологическом плане японская армия и население к войне не готовы.
Тем не менее, Япония намерена стать серьезной военной силой, и экономика это позволяет. Запущенный не так давно процесс ее трансформации из мирного государства в новый, отнюдь не пацифистский формат, набирает обороты. Все это происходит с одобрения, а может быть, и при непосредственном участии США, которые борются с Китаем за доминирование в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). А как еще объяснить действия премьера Фумио Кисиды, который при крайне низких рейтингах кабинета идет на "оборонное" повышение налогов. И если на фоне соперничества Вашингтона и Пекина вспыхнет пожар, скажем, на Тайване или где-то еще, неизвестно, какая роль будет уготована Японии, как ключевому союзнику американцев в Восточной Азии. Не исключено, что служащим Сил самообороны придется забыть о спасательных операциях во время стихийных бедствий, своем обычном занятии, и рисковать жизнью во имя интересов США.