160 лет назад по Беларуси пошли первые поезда. Как строительство железных дорог меняло жизнь людей

Могилев. Железнодорожный мост через реку Дубровинку. Начало XX века.
Могилев. Железнодорожный мост через реку Дубровинку. Начало XX века. / sb.by
27 декабря 2022 года у белорусских железнодорожников важный юбилей. 160 лет назад, в 1862-м, впервые пошли поезда на участке Поречье - Гродно, на первой в Беларуси ветке железной дороги.

Этот перегон стал частью стратегической магистрали от Петербурга до Варшавы, которая позволила столице Российской империи получить рельсовый путь в Западную Европу, ведь еще в 1848 году была построена Варшавско-Венская железная дорога.

Но этим небольшим участком дело не ограничилось, и вплоть до начала Первой мировой войны белорусские земли пережили настоящий железнодорожный бум. К 1914 году через Беларусь проложили почти 4 тысячи стальных магистралей! Только Полесским железным дорогам принадлежало 1668 километров пути, не менее известны были Риго-Орловская, Московско-Брестская и Либаво-Роменская железные дороги.

С того времени в белорусский язык прочно вошло слово "чыгунка", обозначающее железную дорогу. Строительство, а затем и эксплуатация рельсового пути стали важнейшими проявлениями модернизации тогдашней экономики белорусских земель. Крупные предприятия и современная индустрия появятся уже в советскую эпоху только после 1945 года, а вот железные дороги прочно вошли в повседневную жизнь еще при императорской власти. К 1913 году на железной дороге и вокруг нее было трудоустроено около 50 тысяч человек. Платили там по тем временам вполне прилично. Крестьяне из деревень, близ которых затевалось железнодорожное строительство, получали дополнительную возможность подзаработать. Работа была нелегкой, но знаменитое стихотворение Некрасова "Железная дорога" (1864) краски сгущало несоразмерно реальности, в том числе и такой вот образ белоруса:

  • Видишь, стоит, изможден
  • лихорадкою,
  • Высокорослый больной
  • белорус:
  • Губы бескровные,
  • веки упавшие,
  • Язвы на тощих руках...

Когда же по свежепостроенным магистралям начинали ходить поезда, было организовано правильное движение (так в ту пору именовалось движение регулярное), устроиться на работу на или при железной дороге становилось делом престижным. Несколько белорусских городов - Минск, Брест, Витебск, Орша, Полоцк, через которые прежде проходили неказистого качества обычные дороги, стали к началу ХХ века важными железнодорожными узлами, в которых соединялись различные железнодорожные ветки. Это обстоятельство влияло на политику, в том числе и нелегальную. В марте 1898 года I съезд РСДРП состоялся в Минске именно потому, что немногочисленным социал-демократическим делегатам было удобно прибыть туда по железной дороге.

Перегон позволил столице Российской империи получить рельсовый путь в Западную Европу

Темпы сооружения отдельных железных дорог на белорусской земле были ударными. Начало таким ускоренным достижениям было положено в июле 1863 года, когда началось строительство дороги от Динабурга (ныне Даугавпилс) до Витебска длиной в 244 версты. Стройка была дана в концессию влиятельным лондонским банкирам из семейства Гошенов, которые уложились в три года, и в октябре 1866 года дорога заработала. Англичан совсем не смутило то обстоятельство, что летом 1863 года в районе Динабурга напоминали о себе участники польского восстания. Более того, начало строительства совсем не случайно совпало с прекращением посылки британцами дипломатических нот в Петербург, требовавших от России прекращения военных действий в Польше. Гошены были людьми политически влиятельными и правильно оценили роскошные по тем временам льготы, которые предоставили им власти Российской империи. Вплоть до 1951 года концессионерам полагалось выплачивать дивиденды из казны, даже если железная дорога работала убыточно. Аттракцион невиданной щедрости пришлось прекратить в 1894 году, когда российское правительство выкупило магистраль вместе с оставленными английскими владельцами солидными долгами.

Чем ближе к Первой мировой войне, тем большее стратегическое значение стали иметь железные дороги, строившиеся на белорусской земле. Ускоренное строительство в 1880-е годы Полесских железных дорог уже велось исключительно на казенные средства и впервые - с участием только что нарождавшихся тогда железнодорожных войск. Стальные пути через труднопроходимые участки местности белорусского Полесья начали использоваться уже в августе 1887 года. Последней ударной стройкой Российской империи стала введенная в эксплуатацию в 1907 году стратегическая магистраль Бологое - Полоцк - Седлец, в финансировании постройки которой принимала участие союзная России Франция.

Интенсивное железнодорожное строительство на глазах меняло облик охваченных им белорусских городов и деревень. На станциях и полустанках появлялись водонапорные башни и жилые дома, больницы и школы, почты и буфеты, а также "отапливаемые отхожие места". Белорусские города получали быстрое и удобное сообщение с обеими столицами империи, Петербургом и Москвой, а также Киевом, Варшавой и зарубежной Европой.

Ускоренно развивались не только города с узловыми станциями, но и более скромные населенные пункты, которым посчастливилось стать объектом прокладки вожделенных рельсов. Хороший пример тому Шклов, где располагались владения энергичного министра путей сообщения России в 1892-1894 годах Аполлона Кривошеина. 16 декабря 2022 года ему в городе был торжественно открыт памятник. Аполлон Константинович лично настоял на том, чтобы железная дорога прошла через Шклов, а после отставки поселился здесь и приложил немало сил и средств для изменения к лучшему городского хозяйства. При Кривошеине были возведены не только сохранившийся до наших дней вокзал, но и картонная фабрика, ставшая весьма прибыльным писчебумажным производством, а также городской парк с дубовыми, каштановыми, тополиными, кленовыми аллеями, в котором и в наши дни с удовольствием прогуливаются шкловские жители.

Всего за полвека с небольшим после прошедшего по белорусской земле в самом конце 1862 года первого поезда была проложена густая сеть стальных магистралей. Заложенные тогда традиции были успешно продолжены в советское время и в независимой Беларуси.

Подписывайтесь на наши новости в Вконтакте
Подписаться