В 2023 году проверять наличие полисов ОСАГО будут камеры, но только у нарушителей
До сих пор только проходили эксперименты с подобным выявлением нарушителей. Но в следующем году этот механизм должен заработать полномасштабно, отметил глава ВСС. Базы данных страховщиков уже давно отлажены, информационная система Госавтоинспекции ФИС ГИБДД модернизирована, поэтому возможность ошибки сведена практически к нулю.
Но есть один тонкий момент. Таким образом проверяться наличие полисов будет только у нарушителей правил дорожного движения. Связанно это с техническими возможностями. Дело в том, что камеры не пишут и не фиксируют весь поток автомобилей, проезжающий под ними. Фиксируются и проверяются по базам данных только те автомобили, которые нарушили правила. Например, превысили скорость, нарушили требование знаков или разметки. Вот их-то заодно и проверят по базе данных ОСАГО на предмет наличия действующего полиса. И если окажется, что такого полиса нет, то автовладелец получит сразу два штрафа. За нарушение, выявленное камерой, и за отсутствие полиса. Напомним, что сейчас водителю, не вписанному в полис грозит штраф 500 рублей, а если полиса вообще нет - 800 рублей. Очевидно, что выявлять не вписанного в полис водителя камеры не смогут.
Хотя, как не раз говорил Евгений Уфимцев, есть планы увеличить этот штраф. Сделать его соразмерным стоимости полиса. Для забывчивых автовладельцев, которые вовремя не обновили страховку, - 3,5 тысячи рублей. А для тех, кто принципиально не покупает полис, - 5 тысяч рублей.
Предложение по увеличению штрафа поддерживает и Центробанк. Но пока соответствующих поправок в Кодекс об административных правонарушениях не разработано.
Все комплексы фотовидеофиксации нарушений также настроены таким образом, чтобы отслеживать транспортный поток. Работать по розыску автомобилей. Но чтобы проверять каждый проезжающий под камерой автомобиль на предмет наличия полиса ОСАГО, потребуются огромные ресурсы. Например, в Москве только под одной камерой в сутки проезжает 4 миллиона машин. А таких камер в столице 3,5 тысячи.
Напомним также, что штраф за отсутствие полиса ОСАГО с помощью камер будет выноситься один раз в стуки, а не за каждый проезд под камерой. Но очевидно, что пока он дойдет до автовладельца, пройдет не один день. Так что даже при нынешних 800 рублей отсутствие полиса ОСАГО будет довольно накладным нарушением.
В Госдуму внесен законопроект, в котором предлагается предоставить автовладельцу выбор: оформлять страхование своей гражданской ответственности или на машину. Сейчас у нас автовладелец страхует свою ответственность на конкретную машину. А если у него несколько машин, то полис ОСАГО оформляется на каждую, даже если управляет ими один человек. Согласно предложенному законопроекту, в такой ситуации автовладельцу достаточно одного полиса, если машины одной категории.
Другой случай: машина в семье одна, а пользуются ей несколько человек. Тогда логично застраховать именно ответственность того, кто пользуется машиной. То есть с привязкой к машине. Во всяком случае, так считают авторы законопроекта.
Авторы также предполагают, что при смене автомобиля автовладельцу не потребуется заключать новый договор ОСАГО, если срок действия старого полиса не истек, а также если новый автомобиль относится к той же категории.
Более того, водителю, у которого есть ОСАГО, можно будет доверить управление любой машиной соответствующей категории без внесения каких-либо изменений и дополнений в полис собственника авто.
В Российском союзе автостраховщиков напомнили, что поправки, предлагающие привязать полис ОСАГО к водителю, а не к автомобилю, вносятся в Госдуму уже не в первый раз. Подобные законопроекты ранее вносились в Госдуму в 2012 и 2017 годах и после тщательного анализа предложения экспертами, правительством и депутатами отклонялись. Так, в 2017 году минфин отклонил эту инициативу из-за того, что это навредило бы юридическим лицам, владеющим автопарками.
Кроме того, отметили в союзе, индивидуализация ОСАГО уже осуществляется за счет реформы тарификации полисов. Наибольшее влияние на стоимость обязательной "автогражданки" оказывает потенциальная аварийность водителя, а не то, какую именно машину он водит. Также поправки предлагают отказаться от применения коэффициента территории, а значит, не учитывать то обстоятельство, что в различных населенных пунктах частота ДТП существенно отличается: в Москве с напряженным трафиком движения она может быть в разы выше, чем в небольшом поселке.
При этом такое новшество сделает невозможным отслеживание по камерам наличия или отсутствия полиса ОСАГО на автомобиль, а значит, заблокирует предпринимаемые ГИБДД меры по сокращению количества водителей без полисов ОСАГО на дорогах. Это приведет к проблемам у добросовестных водителей, которые смогут чаще оказаться потерпевшими в ДТП, виновник которых не застрахован.