Напомним: 15 декабря 2022 года при подготовке к плановому российскому выходу в открытый космос было зафиксировано падение давления во внешней системе терморегулирования пилотируемого корабля "Союз МС-22", который в сентябре доставил на МКС космонавтов "Роскосмоса" Сергея Прокопьева и Дмитрия Петелина, а также астронавта NASA Фрэнка Рубио. Визуальный осмотр корабля со станции подтвердил утечку теплоносителя, поэтому выход отменили.
Как ранее сообщили в госкорпорации, уже установлено: причиной случившегося стало внешнее механическое повреждение. В частности, высказано предположение, что радиатор системы терморегулирования был поврежден из-за попадания микрометеорита или космического мусора. Что касается первой версии, то, действительно, как раз в ночь на 15 декабря Земля проходила сквозь метеорный поток Геминиды. Предвосхищая это природное явление и ссылаясь на прогнозы Международной метеоритной организации, астрономы обещали до 150 падающих звезд в час.
А космический мусор, по оценкам специалистов, уже давно представляет вполне реальную угрозу для космических аппаратов. Невероятно, но факт: у нас над головами летает "орбитальная свалка" общей массой более семи тысяч тонн. Это вес груженого железнодорожного состава из 70 с лишним вагонов! Размер свыше 13 тысяч объектов превышает 20-30 см. В основном это "мертвые" спутники, обломки конструкций, элементы, которые сопутствуют выведению аппаратов и которые образуются при их разрушении. Кроме того, существует огромное количество мелкого космического мусора - свыше 600 тысяч фрагментов размером от 1 до 10 см. А вот "мусоринок" в 1 сантиметр и менее - вообще десятки миллионов. Несутся они по орбитам с бешеной скоростью - 10-15 км/с. Для сравнения: иная пуля летит куда медленнее - 300-800 м/с. А энергия такой мусорной космической "малявки" сравнима с груженым КамАЗом, который мчится со скоростью 80-100 км в час.
Специалисты говорят: в среднем предупреждения об опасном сближении с МКС космического мусора поступают в ЦУП едва ли не каждую неделю. Предупреждения бывают разного уровня: есть "желтый порог", а есть "красный". Станцию не раз приходилось уводить от нежелательных встреч. И самый свежий пример: 21 декабря 2022 года, ее орбита была скорректирована с помощью двигателей грузового корабля "Прогресс МС-20" как раз для уклонения от мусора. После выполнения маневра средняя высота орбиты МКС увеличилась на 1,7 км и составила 417,97 км.
Впрочем, Международная космическая станция защищена от мусорных атак довольно надежно. Прежде всего специальными микрометеоритными экранами. Считается, что сам орбитальный комплекс сможет выдержать столкновение с обломком диаметром один сантиметр. А вот, получается, у пилотируемых кораблей такой серьезной защиты нет?
Свое видение ситуации высказал известный эксперт, историк космонавтики Александр Железняков. В частности, по его словам, расчеты показали: ориентация станции была таковой, что микрометеорит не мог поразить "Союз МС-22". Приоритетна версия столкновения с частицей космического мусора. "Хотя и версию производственного дефекта пока окончательно не сбросили со счетов. Еще предстоит собрать достаточно информации, чтобы понять, что же произошло в действительности",- подчеркивает эксперт.
Можно не сомневаться, с причиной специалисты обязательно разберутся. Главное же в том, что делать дальше.
Ранее "Роскосмос" сообщал о таких возможных вариантах: в первом случае в марте 2023 года выполнить штатную пересменку экипажей российского сегмента МКС, во втором - может быть ускоренно подготовлен к запуску беспилотный корабль "Союз МС-23" для замены "Союза МС-22". Корабль "Союз МС-23" находится на космодроме Байконур и уже прошел часть испытаний перед плановым стартом в марте 2023 года.
По мнению Александра Железнякова, более вероятным сценарием является отказ от дальнейшего использования корабля "Союз МС-22" в штатном варианте, то есть с экипажем, и его посадка на Землю в беспилотном режиме. "Это самый безопасный и логичный вариант", - говорит он. Еще один возможный вариант дальнейшего развития событий предполагает увеличение продолжительности работы на станции космонавтов Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Фрэнка Рубио с шести месяцев до года и запуск корабля "Союз МС-23" в беспилотном варианте.
В этом случае, - отмечает эксперт, - влияние аварии на график работы экипажа МКС будет минимален. Правда, "пострадавшими" окажутся те космонавты, которые планировали отправиться на орбиту весной 2023 года. Им придется задержаться на Земле до осени.
"Следующий сценарий - запуск корабля "Дрэгон", который предназначается для туристической миссии на станцию, и возвращение Прокопьева, Петелина и Рубио на нем. В этом варианте корабль может стартовать с Земли с одним космонавтом на борту, а возвратится с четырьмя. Вероятно, это самый простой сценарий. Хотя и в нем есть свои минусы. Во-первых, скафандры. Их еще надо изготовить, они шьются по индивидуальным меркам", - считает историк космонавтики. Он отмечает, что такой вариант рассматривает именно НАСА. Кстати, издание Reuters перед Новым годом сообщило, что в американском космическом ведомстве изучают возможность использования космического корабля Crew Dragon для эвакуации некоторых членов экипажа МКС. Мнение Александра Железнякова высказано в его итоговом обзоре космической деятельности в 2022 году на страницах сайта "Энциклопедия "Космонавтика".
Ясно одно: решение специалисты примут только после тщательного и всестороннего анализа.