Содружеству независимых государств не обойтись без объединяющего и понятного всем языка. В конце 2022 года прошла неформальная встреча глав государстве СНГ, где президент России Владимир Путин подчеркнул, что русский язык "является мощной объединяющей силой, скрепляющей наши многонациональные государства".
В наступившем году предусмотрена обширная программа мероприятий, направленных на поддержку русского языка и повышению его статуса как языка межнационального общения. И это, без сомнения, будет способствовать взаимному духовному и культурному обогащению жителей всех стран СНГ.
Что ж, многое потеряно, но многое и осталось. "РГ" провела небольшую языковую ревизию ценностей, оставшихся у соседей.
На данный момент русский язык имеет статус государственного в России и Республике Беларусь.
В Казахстане он считается официальным языком. Согласно статье 7 Конституции Республики Казахстан 1995 года, "в государственных организациях и органах местного самоуправления наравне с казахским языком официально употребляется русский язык". Это положение закреплено в законе "О языках в Республике Казахстан" от 11 июля 1997 года.
В Киргизии русский тоже официальный. В соответствии со статьей 10 Конституции Киргизской Республики, принятой 27 июня 2010 года. Статус русского языка закреплен в законе "Об официальном языке Киргизской Республики" от 29 мая 2000 года.
Согласно Конституции Республики Таджикистан 1994 года, русский язык является языком межнационального общения (статья 2).
В остальных странах СНГ статус русского языка не определен.
По данным исследования "Индекс положения русского языка в мире", подготовленного Институтом русского языка имени Пушкина, русский занимает пятое место в перечне 12 ведущих языков мира: он обошел арабский, португальский, немецкий, но уступил английскому, испанскому, китайскому и французскому.
Напомним, что место в этом рейтинге определяется не столько по численности носителей языка, сколько по его способности удовлетворять потребность человека в получении образования, информации, социальном и профессиональном взаимодействии.
По мнению авторов исследования, наиболее острой проблемой на постсоветском пространстве является сокращение сферы воспроизводства кадров русистов. И численность обучающихся на русском языке за 30 лет сократилась вдвое на всех ступенях образования.
Так, общая доля школьников, которые учатся на русском в странах постсоветского пространства (без учета России), сократилась до 19 процентов - вдвое по сравнению с 1990/1991 учебным годом. В абсолютных цифрах их число уменьшилось с 9,2 до 4,1 миллиона человек. Исключение из общей тенденции составляет Беларусь: плюс 11 процентов.
Впрочем, есть и позитивная тенденция: в последнее десятилетие общее число школьников, обучающихся на русском языке, стало постепенно увеличиваться, в основном за счет республик Центральной Азии (Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Казахстана), а также Азербайджана, что, по мнению составителей Индекса, связано не только с демографическим подъемом, но и с высокой конкурентоспособностью образования на русском языке, а также с исторически сложившимися предпочтениями.
Самая большая доля учителей русского языка и литературы в общей численности школьных педагогов сегодня в Южной Осетии - 11,8 процента. А самая маленькая - в Латвии - 1,7 процента.
Исследование показало, что лидирующие позиции по числу студентов русскоязычных групп занимают Абхазия и Южная Осетия, ДНР и ЛНР, где 100 процентов учится на русском, а также Беларусь.
По абсолютному числу студентов лидируют Казахстан (197,5 тысячи), Беларусь (109,3 тысячи) и Киргизия (49,5 тысячи).
Русский язык практически не используется в системе среднего профессионального образования Азербайджана, Армении, Грузии, Туркмении, Литвы и Латвии. Почти прекращено обучение на русском языке в училищах и колледжах на территории Украины: в 2019/2020 учебном году на русском здесь занималось 347 человек. В Эстонии русскоязычные группы сохраняются лишь в частных образовательных заведениях.
Почти на 100 тысяч стало меньше русскоязычных студентов в вузах Казахстана, на 45 тысяч - в вузах Латвии, на 30 тысяч - в вузах Грузии.
В то же время на 45 тысяч выросло число студентов, которые учатся на русском в Беларуси, на 12 тысяч - в вузах Таджикистана, на 10 тысяч - в вузах Киргизии. Полностью перешли на русскоязычное обучение вузы Абхазии и Южной Осетии.
Оказалось, что русский - это язык науки в СНГ. В Киргизии, Узбекистане, Таджикистане и Казахстане в российской базе РИНЦ публикуется достаточно большое количество ученых. В то же время в Армении, странах Балтии, Молдавии, Туркменистане авторов гораздо меньше, но индекс цитируемости у них выше, что делает национальные науки и научные публикации более весомыми. В международной базе Scopus научные публикации на русском языке впервые проанализированы по четырем наукам: медицина, социальные и гуманитарные науки, науки о Земле. Это дало возможность увидеть наши конкурентоспособные области по сравнению с публикациями на других языках.
В национальной науке Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Азербайджана русский язык играет очень большую роль. Это обнадеживает и задает перспективу.
Новый учебный 2022-2023 год более 350 российских учителей из 49 регионов начали в семи стран ближнего и дальнего зарубежья. Туда они отправились, чтобы преподавать в 200 школах стран-участниц гуманитарного проекта "Российский учитель за рубежом".
Гуманитарный проект Минпросвещения России "Российский учитель за рубежом", направленный на продвижение русского языка и российского образования за рубежом, реализуется совместно с национальными министерствами образования стран-партнеров с 2017 года. Базовой площадкой реализации проекта является ФГБОУ "МЦО "Интердом" Е. Д. Стасовой".
География проекта "Российский учитель за рубежом" расширяется, сегодня комплексная работа по повышению качества преподавания русского языка и обучения на русском языке за рубежом охватывает 7 стран: Вьетнам, Киргизию, Монголию, Сербию, Таджикистан, Узбекистан и Турцию.
С начала своей работы в 2019 году учителя обучили свыше 10 тысяч ребят, получили благодарственные письма и многочисленные грамоты за вклад в развитие системы образования от российских и зарубежных властей.
Преподаватели русского языка, математики, информатики, физики, химии, биологии, географии, начальных классов.
Кроме профессионализма, нужно иметь педагогический стаж работы в школе не менее трех лет, диплом, подтверждающий соответствие специальности, действующий загранпаспорт и отсутствие заболеваний, препятствующих работе за границей.
Как сказано на сайте оператора проекта - "Интердома" Е. Д. Стасовой", российским учителям гарантируются: официальное трудоустройство согласно законам Российской Федерации; обеспечение нагрузкой не более 36 часов в неделю, из них 18 преподавательских часов; своевременная выплата заработной платы; предоставление жилого помещения на время работы в проекте; методическая поддержка; компенсация расходов на дорогу до места работы и обратно; предоставление полиса медицинского страхования для выезжающих за рубеж.
Для зачисления в кадровый резерв необходимо направить резюме, составленное в произвольной форме, а также копию диплома об образовании на электронный адрес teacher@edu.gov.ru или interdom.kadrovik@mail.ru.