За выброс мусора из машины с 11 января будет грозить конфискация автомобиля
Кроме того, выявлять нарушителей будут с помощью камер фотовидеофиксации. В этой истории не придется подлавливать водителя, а штраф, причем не маленький, можно будет просто направлять собственнику. Все это предусматривают поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые вступят в силу 11 января.
Надо пояснить, что речь идет не об окурках, выброшенных в открытое окно машины, и даже не о пакетах мусора, оставленных на обочине.
Речь идет о реальных отходах того или иного производства, которые недобросовестные предприниматели везут не на установленные пункты приема отходов, а в ближайший лесок, либо выгружают прямо на обочинах дорог. Либо скидывают на местах, предназначенных для стоянки автомобилей. Недавно во Внуково строительный мусор прямо днем скидывали в технологическом проезде. Вот именно с такими нарушениями призваны бороться новые поправки в КоАП.
Инициировала их Московская областная дума. На территории Московской области в период с января 2019 года по август 2020 года за незаконный сброс отходов назначено административных штрафов на сумму 12 миллионов рублей. А взыскано только 5,5 миллиона. В то же время ущерб, причиненный окружающей среде, составил 256,5 миллиона рублей в 2019 году и 31,5 миллиона рублей в первом полугодии 2020 года.
Дело в том, что вывезти контейнер с мусором стоило около 10 тысяч рублей, с учетом приема этого мусора на специальном полигоне. А штраф за выброс его в неположенном месте от 1 до 2 тысяч рублей. Такой бизнес вполне выгоден.
Однако с 11 января наказание вырастет в десятки раз. Например, за первую такую разгрузку мусора в неположенном месте гражданам придется заплатить от 10 до 15 тысяч рублей. Должностным лицам - от 20 до 30 тысяч рублей. А юридическим - от 30 до 50 тысяч рублей. А за повторное нарушение штрафы вырастут еще в два раза. Плюс к этому у правоохранителей появится возможность конфисковать транспорт. Понятно, что конфискация не будет распространяться на тех, кого выявили с помощью фотовидеофиксации.
Однако, как выяснилось, регионы не готовы ее вводить. Дело в том, что камеры фотовидеофиксации нарушений устанавливаются в наиболее опасных местах для водителей. Где чаще всего происходят аварии. Места для сброса мусора, как правило, расположены далеко от мест концентрации ДТП. В общем, регионам необходимо, чтобы бороться с незаконным мусором, расширять распространение камер. Но с условием, что они будут следить не за дорожным движением, а именно за сбросом мусора.
Как пояснили "РГ" в "МВС Груп", которая по концессионному соглашению с руководством Московской области обеспечивает работу комплексов фото-видеофиксации нарушений правил дорожного движения, действительно, с 11 января в РФ будет разрешено использование автоматических камер для наказания нарушителей, выбрасывающих мусор из автомобиля, грузовика или прицепа на обочине дороги или в лесу. Уровень развития современных технологий позволяет "научить" комплексы идентифицировать выброшенный из окна автомобиля мусор, в том числе даже мелкий, и отследить его траекторию отдельно от траектории автомобиля.
Но на данный момент отсутствуют четкие регламенты, описывающие требования к доказательной базе по данному правонарушению, что необходимо для применения автоматических технических средств контроля. По этой причине говорить о практической реализации такой возможности комплексов фотовидеофиксации достаточно рано. Со стороны Правительства Московской области нам, как оператору подмосковной системы фотовидеофиксации, на сегодняшний день таких указаний не поступало.
Отдельно в компании отметили, что с 2021 года в Подмосковье на основе существующей системы фотовидеофиксации работает уникальный сервис - система контроля оборота строительных отходов. В реализованном решении нейронная сеть идентифицирует грузовые автомобили по контуру их кузова, а также определяет, есть в нем строительный мусор или нет.
В случае, если мусор в кузове зафиксирован, система определяет, включен ли данный грузовой автомобиль в областной реестр перевозчиков строительного мусора и получен ли перевозчиком электронный талон на перевозку (некий аналог путевого листа), сопоставляет маршрут, указанный в талоне, с реальным местоположением грузовика. Кроме этого, система также проверяет, доехал ли данный автомобиль до указанного в электронном талоне КПСО (комплекс по переработке строительных отходов), в котором должен был оставить груз - строительные отходы.
Если при этом обнаруживаются признаки нарушения, информация передается в Минэкологии МО для применения к нарушителю штрафных санкций. В результате в Московской области за весь период работы обработано более 114 миллионов изображений, количество нелегальных свалок отходов строительства в 2022 году по сравнению с 2021 годом сократилось на 46%.