Не хочется вспоминать об уголовных сторонах биографии его брата или о том, что сам он состоял на учете в детской комнате милиции. Жизнь не из суммы проступков складывается, да и брат за брата не отвечает. Для меня в сто раз важнее интерес к подростку Артуру режиссера Валерия Приемыхова, выхватившего его из явно небезопасной обыденности в иную - куда более высокую, "творческую" - судьбу в фильме "Кто, если не мы?".
Это был его шанс. Использовал ли он его для того, чтобы стать художником?
Мне не нравится "Девятая рота" (несмотря на ее прицельный патриотизм), где ему прописана роль "звезды", настолько давит на мое восприятие клиповая природа этого кинорассказа.
Но мне, например, запомнился, созданный им образ священника в недавнем фильме Веры Сторожевой "Мария. Спасти Москву". И я этому созданному им образу за новые штрихи и свою неожиданную манеру убедительности и неубедительности благодарна.
Другое дело, что художественные образы - не одного актера творение. Но и режиссера, и сценариста, и оператора, да даже и продюсера иногда.
Актер тут инструмент. А мы быстро переносим любовь, внимание и интерес к созданному актером образу на самого актера. Который часто, как органчик, пуст и не очень интересен. И созданному им прекрасному образу противоположен. Недаром существуют многочисленные издевательские режиссерские байки про то, что лучший актер - это тот, кто не думает.
Конечно, язык не повернется сказать такое о великих Смоктуновском или Петренко. Сколько там личности, метода, ума, страсти, рефлексии! Но они и в понятие "актер" не укладываются. О них хочется (и надо) говорить "художники". А Художник, конечно, существо ответственное.
В случае со Смольяниновым, похоже, ни Приемыхов, ни ГИТИС, ни хороший мастер театрального курса Леонид Хейфец, ни крестный Иван Охлобыстин не сработали: Смольянинов не великий актер, не Художник.
И сохраняя трезвость, хорошо бы поснимать актеров (и тем более всякую шоу-шушеру) с ролей публичных авторитетов и общественных гуру. Пользуясь тем, что мы теперь в "культуре отмены" и как "отмененные" можем не следовать моде "тащиться" от слов пустых знаменитостей.
Известность - гипер, а право суждения - минимум миниморум. Потому что не пойми чем оно у того же Смольянинова обосновано. Может быть, личной трусостью. Может быть, психопатологией. Может быть, закидоном каким-нибудь или неустойчивостью актерской психики.
А может быть, страстным желанием "главной роли", которая актеру порою долго не достается. Смольянинов такую "главную роль" в общественном внимании, похоже, себе - вне кастинга - отхватил.
Но очень большой ценой. Эта цена - неверность, неблагодарность, предательство. И зрителей, и сограждан, и Родины.
Ну и конечно, отношения с СК РФ - это совсем не то, в чем Смольянинову можно позавидовать.
Самозваная "главная роль" поставила его в очень незавидное положение. Но и мы в таком же, пока творим себе кумиров из чужих грехов, слабостей и пустоты.