"Никакого смягчения коррупционерам не будет". Юристы объяснили причины денонсации европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию

Член Ассоциации юристов России Евгений Пантазий заявил, что решение выйти из европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию является верным и никак не повлияет на текущие правовые практики. Проще говоря: никакого смягчения коррупционерам не будет. Однако Россия не позволит европейским чиновникам превращать борьбу с коррупцией в политические игры.
iStock

Напомним, в Госдуму внесен законопроект о денонсации конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Инициатива вызвала большой резонанс. Но причина здесь в самом названии. Никаких радикальных изменений в законодательстве не будет. Хотя, конечно, если не вникать, а прочитать только название документа, можно наделать горячих и неправильных выводов.

На самом деле, речь о том, что европейские чиновники не смогут в одностороннем порядке проводить инспекции в нашей стране. И проект является ответом на действия Совета Европы, прекратившего полноправное членство России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО). То есть это не мы выходим, это нас лишили прав. Европейские чиновники оставили за собой полномочия приезжать с инспекциями, проводить мониторинг, а Россию при этом лишили права участия в обсуждении и принятии доклада, а также права голоса. В современных условиях европейскому чиновнику не только нет нужды, но даже противопоказано изучать реальную обстановку, так как выводы любых докладов готовы заранее, вкратце их суть сводится к следующему: в России все ужасно. А нашу страну лишили возможности даже вступить в дискуссию. Брюссельским начальникам все и так ясно и понятно. Вот из таких односторонних отношений и выходит Россия. Если выражаться современным "прогрессивным" языком, мы выходим из абьюзивных отношений. Поведение европейских чиновников прекрасно иллюстрирует значение модного слова "абьюз". И именно оно объясняет внесенную в Госдуму инициативу.

"Решение об отказе в участии в конвенции не является существенным. Так, ГРЕКО в рамках данной конвенции осуществляло надзор за антикоррупционным законодательством России, - говорит Евгений Пантазий. - Безусловно, российской стороной было принято верное, сопутствующее решение в ответ на лишение всех прав в качестве участника в рамках Совета Европы. Решение в большей степени является политическим, однако на само государство оно никак не повлияет".

Юрист подчеркивает, что антикоррупционное законодательство России уже адаптировано под международные стандарты против коррупции. "И это является в большей степени лучшим механизмом противодействия коррупции, который менять не предполагается", сказал член АЮР.

Ранее вице-спикер Совета Федерации Константин Косачев заявил, что в России продолжает действовать современное антикоррупционное законодательство, в которое была имплементирована в том числе и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. "И от этого никто не отказывается", подчеркнул он.

Решение же Совета Европы он назвал дискриминационным. "Таким образом, "коллективный" Запад планировал исключить нашу страну из ГРЕКО, оставив при этом юридические механизмы воздействия на Россию без участия самой России, - заявил Константин Косачев. - Наша страна приняла суверенное решение о денонсации Конвенции, поскольку продолжение участия в ней вне участия в ГРЕКО нецелесообразно и лишено всякого смысла".

В свою очередь, адвокат Вячеслав Голенев напомнил, что Россия является участником и других международных антикорруционных конвенций. И там, где международные нормы не становятся инструментами для политических игр, наша страна соблюдает свои обязательства.

Кстати, любопытный факт: в свое время обсуждалась идея перенести в КоАП статью за мелкие взятки - до тысячи-полутора тысяч рублей. Мотив был такой: часто правоохранители улучшают статистику за счет таких вот мелких взяточников. Были случаи, когда в колонию отправлялся врач, выписавший за пятьсот рублей фальшивый больничный. Спору нет: и с такой, низовой, коррупцией, надо бороться. И авторам инициативы показалось разумным решением ввести административную ответственность для мелких взяточников. Пусть платят крупные штрафы. А уголовные статьи оставить для высокопоставленных коррупционеров, берущих взятки чемоданами. Тогда бы и правоохранители сосредоточились на выявлении коррупции среди граждан больших начальников, так как статистику все равно надо нарабатывать. Правильная это логика или нет, вопрос дискуссионный. Однако предложение было отклонено без долгого обсуждения именно в силу международных обязательств России: та самая конвенция, которую сейчас предлагается денонсировать, предполагает, что за коррупционные преступления может быть только уголовная ответственность. "А значит не важно, разумное предложение или нет: мы не можем этого сделать и точка", сказал тогда корреспонденту "РГ" один из депутатов Госдумы. Но даже после выхода России из конвенции можно быть уверенным, принцип "за коррупцию - только уголовное наказание" в нашем законодательстве сохранится.