Какие возможности открывает для Беларуси и России наступивший 2023 год
Ирина Васильевна, на недавней встрече в Минске президенты Беларуси и России разрубили несколько гордиевых узлов, сдерживавших взаимодействие экономик двух стран. Какие конкретно барьеры сняты?
Ирина Новикова: Главное - удалось развязать вопрос цен на российские энергоресурсы для Беларуси. Что бы ни говорили о высоких и цифровых технологиях, но нефть и газ играют решающую роль и входят в издержки производства практически каждого продукта, который мы потребляем, будь то машиностроение, химическая или любая другая отрасль. Недавно Президент Беларуси в очередной раз обнажил корень проблемы: не важно, сколько будут стоить энергоресурсы, важно, чтобы у нас были одинаковые цены на них с Россией. Потому что в принципе промышленность у нас во многом схожа, производит схожую продукцию. И если в России дешевая энергия, то продукция российских предприятий дешевле и, соответственно, конкурентоспособнее по цене. Беларуси в этом случае придется покрывать разницу за счет зарплаты работников и других важных статей расходов. Достигнутая договоренность в этой сфере гарантирует выравнивание условий на годы вперед. Причем коммерческая цена энергоносителей, о чем говорил Президент Александр Лукашенко, сформирована на основе предложений белорусской стороны.
Кроме природного газа, нефти, подразумевается и атомная энергетика. В начале этого года состоится пуск второго энергоблока Белорусской АЭС, она позволит высвободить в год 4,5 млрд кубометров газа. Но это лишь малая часть потребляемых страной 21 млрд кубометров этого сырья. Президент Беларуси уже ставил вопрос о строительстве еще одной АЭС. Россия поможет сделать это на льготных условиях, являясь мировым лидером в атомной энергетике.
Наметились и кардинальные подвижки в принятии единой промышленной политики. Подтверждение тому и выделение Беларуси кредита на 1,7 млрд долларов для реализации ряда инновационных импортозамещающих проектов.
Ирина Новикова: Если на наши страны пытаются воздействовать санкциями, то нужно иметь такую структуру экономики, которая бы выстояла в этих условиях. И тут особенно важно, что Беларусь в значительной мере сохранила и развила свою промышленность. Это касается и микроэлектроники. Лидеры здесь ОАО "Планар", "Интеграл", "Пеленг", "Горизонт" - российские деньги позволят им купить новые станки и технологии.
В кооперации с родственным российским предприятием они начнут сообща производить импортозамещающую продукцию, в которой нам Западом отказано. Само собой, изделия белорусских предприятий будут без преград поставляться на российский емкий рынок.
Тот же "Пеленг", исходя из этого, уже создает новые высокотехнологичные рабочие места с весьма привлекательной зарплатой, и это только начало. Экономика в целом будет развиваться. Смотрите, в минувшем году Беларусь и Россия вышли, по предварительным данным, на взаимный товарооборот примерно в 40 млрд долларов, но поставлена задача увеличить его еще на 10 млрд. Это сколько новых рабочих мест потребуется, чтобы реализовать такие планы!
Тем самым Россия становится для Беларуси главным источником зарубежных инвестиций?
Ирина Новикова: Проект программы социально-экономического развития Беларуси на 2023 год предусматривает 22 процента роста иностранных инвестиций. Главным их источником становится Россия, которая даже в санкционных условиях, продавая газ, нефть на мировом рынке, зарабатывает неплохие деньги. И делится с Беларусью, чтобы та могла развиваться, создавать новые рабочие места. Однако это не пожертвования. Придется расплачиваться, но уже высокотехнологичной продукцией, которую две страны совместно произвели. И это выгодно обеим сторонам.
Для Беларуси важна также переориентация экспортных векторов. Какова тут роль России?
Ирина Новикова: С точки зрения логистики Россия очень важна. Чтобы переориентировать миллионы тонн продукции, нужно иметь хорошую инфраструктуру: дороги, порты, терминалы. Чтобы довезти товар до Китая, например, нужны свободные железнодорожные пути, но их не хватает. Иран, Пакистан, Индия - туда можно доставить товар через Каспийское море, однако нет хороших портов. Возможно, Беларуси надо участвовать в сооружении подобных объектов, попутно обеспечив работой своих строителей. Далее намечается послабление санкций в отношении российских калийных удобрений. А почему бы не пойти на своеобразный взаимозачет - поставлять белорусский калий, если транспортное плечо будет короче, в Россию. А в Китай, Индию - российский калий вместо белорусского. Словом, надо крутиться, поскольку конфигурация мировой экономики меняется.
Говоря о задачах наступившего года, не обойти растущий экспорт белорусского продовольствия, для которого Россия стала главным зарубежным рынком…
Ирина Новикова: Но и конкурентом. Россия уже лет 10 поднимает свое сельское хозяйство и переработку, чтобы при любой ситуации люди были обеспечены продовольствием. Для этого закупались предприятия, технологии, фермы. И сегодня страна сама стала экспортером ряда важнейших видов продовольствия. Как тут быть? Сочетать конкуренцию и сотрудничество. Подсолнечник, рапс, оказывается, выращиваются в значительной степени из завозных семян. Значит, белорусские и российские семеноводческие центры должны кооперироваться, тем более что сейчас это достаточно просто сделать с помощью цифровых платформ. Это применимо и в других сферах.
Большинство из затронутых вопросов нашли отражение в 28 союзных программах, подписанных президентами Беларуси и России в ноябре 2021 года. Они уже на 60 процентов выполнены. Что дальше?
Ирина Новикова: Коллеги-ученые поддержат меня: нужна программа создания единого инновационного пространства, включая общую систему финансирования совместных разработок. РФ уже финансирует свои хозяйствующие субъекты через цифровые кластерные платформы. Беларусь к этому тоже подходит. Эти платформы должны быть взаимоувязаны, иначе, создавая единую экономику, лишь восстановим то, что было при СССР. А нужно двигаться вперед.