- Россия столкнулась с беспрецедентным давлением, под санкции попали более тысячи российских компаний, в том числе высокотехнологичных, - подчеркнул вице-премьер. - Недружественные страны рассчитывают, что мы отстанем в развитии критически важных технологий. Наш ответ на санкции был быстрым и эффективным. Мы перенастроили механизмы реализации нашей научной и технологической политики. Один из главных результатов прошлого года в том, что удалось сформировать единую систему управления научно-технологическим развитием, которая обеспечивает связанность ведомств, бизнеса, институтов развития и всех участников важнейших научных проектов. Это касается, в частности, качества жизни, геномных исследований, создания новых лекарств, новой энергетики, синхротронных исследований, изучения климатических изменений.
По словам Чернышенко, сейчас выстраивается общая логика принятия финансовых решений, ресурсы государства концентрируются на приоритетных направлениях. Для этого все научные расходы гражданского назначения консолидированы в единой Госпрограмме научно-технологического развития. Она объединила 34 разрозненные госпрограммы на огромную сумму - порядка 1,2 трлн рублей ежегодно. Из них более 550 млрд рублей - непосредственно на проведение научных исследований и разработок.
Важное место в системе управления наукой занимают Комплексные научно-технические программы (КНТП). Одним из основных инструментов инноваций является наличие заказчика, готового взять на себя ответственность за организацию производства и вывод продукта на рынок. Первые программы уже действуют, из бюджета на них выделено почти 3 млрд рублей при вкладе бизнеса более 7 млрд.
- Успешно решать задачи технологического суверенитета предстоит, прежде всего, на местах, в российских субъектах, - подчеркнул Дмитрий Чернышенко. - Именно здесь отрабатываются механизмы долевого финансирования научно-технических программ, создается сеть научных центров, открываются молодежные лаборатории. Тесная связка с региональными властями и потребностями экономики территорий обеспечивает точки роста.
Важно, что впервые сформирован рейтинг научно-технологического развития регионов. Он включает 33 основных показателя и построен на принципах публичности, независимости и эффективности.
- Яркий пример синергии науки, образования и бизнеса - это научно-образовательные центры мирового уровня (НОЦ), - отметил Дмитрий Чернышенко. - В 36 субъектах уже действуют 15 НОЦ, они работают по 65 научным направлениям. Чтобы увеличить эффективность и усилить здоровую конкуренцию на местах, в этом году запускаем механизм ротации НОЦ.
Давний и "больной" вопрос - устаревшая приборная база нашей науки. Для ее обновления ведущим научным организациям направлено более 37 млрд рублей (2019-2022 годы). К началу этого года обновлено более четверти всей приборной базы. В 2023 году на эти цели направляется еще 15,5 млрд рублей, на них почти 200 научных организаций приобретут дополнительно более 2,2 тыс. приборов, причем одно из обязательных условий - закупка оборудования российского производства. Планируется, что более 40% от всего объема придется на отечественные образцы.
Одно из стратегических направлений для минобрнауки - работа с молодыми учеными, отметил его глава Валерий Фальков. В рамках нацпроекта создано уже 740 молодежных лабораторий, 240 из них открыты в прошлом году. "Мы охватили этой программой 36 субъектов страны. Более 2400 рабочих мест для молодых ученых доступно в новых лабораториях. Именно там будет развиваться наука, будут вестись передовые исследования, появляться прорывные разработки", - сказал министр. По его словам, в 2022 году почти 60 процентов выпускников школ поступили в университеты в своих регионах, а, значит, они учатся на востребованных местными работодателями специальностях и с большей вероятностью останутся там работать. Кроме того, число поступивших в региональные вузы выросло: за два года в 85 вузах - более чем на 20 процентов. И это только бюджетные места! И средний балл при этом тоже вырос.
- Мы наблюдаем тренд на региональный "разворот" в доступности высшего образования, - подчеркнул Фальков. - Если сравнивать 2020 и 2022 годы, то практически во всех регионах выросло число зачисленных на бюджет.
В прошлом году запущено 17 проектов по созданию кампусов мирового уровня. "На этом проекте мы пробуем принципиально новый подход. Создание каждого кампуса мирового уровня - сверхамбициозная задача, - считает Фальков. - Ведь кампус его достигает не при завершении строительства, а когда созданная в нем комфортная среда позволяет производить значимые изменения в образовании, исследованиях, инновациях и молодежной политике. Не случайно правительство приняло решение о создании отдельного, посвященного только кампусам, федерального проекта".