26.01.2023 18:35
    Поделиться

    Не время умирать. В прошлом году российские фильмы заработали 12,3 млрд рублей

    На отечественные ленты пришлось больше половины кассовых сборов, но кинотеатрам еще предстоит через многое пройти.
    Yellow, Black and White

    Согласно отчету, представленному Фондом кино, в 2022 году российские фильмы совокупно заработали 12,3 млрд рублей, что составляет 52,1% от сборов в отечественном кинопрокате. В последний раз подобная ситуация наблюдалась еще в далеком 2015 году. Кроме того, если сравнить эти же показатели предыдущих лет (2021 - 10,4 млрд рублей и 25,6%, 2020 - 10,7 млрд рублей и 46,9%), то можно с уверенностью сказать, что у нас постепенно формируется тренд на доминирование в прокате именно российского, а не зарубежного кино. Но если сравнивать общие объемы выручки, то 2022 год в сравнении с предыдущим для российских кинотеатров ознаменовался драматическим падением сборов - почти на 42% или с 40,7 до 23,7 млрд рублей.

    В первую очередь связано это с уходом из России многих западных кинокомпаний. Напомним, в связи с началом специальной военной операции The Walt Disney Company, Sony Pictures, Warner Bros. и другие крупные мейджоры приняли решение на время приостановить выпуск своих картин в российском прокате, и из-за чего буквально в последний момент были отменены премьеры нового "Бэтмена" и мультфильма Pixar "Я краснею". С тех пор многие эксперты прогнозировали "драматические", "фатальные" и прочие не самые приятные последствия для кинотеатров: от массового закрытия до умирания целой индустрии.

    Безусловно, кризис оказался серьезным. Так, кинотеатральные сети столкнулись с необходимостью сокращения расходов, в результате чего часть залов работают в ограниченном режиме или вовсе не функционируют, а многим работникам - билетёрам, кассирам, уборщикам и другим - сокращают смены или вовсе отправляют в неоплачиваемые отпуска. К тому же, согласно данным Министерства культуры РФ, количество кинотеатров и кинозалов в России сократилось более чем на 11% с начала 2022 года. Сейчас в стране на регулярной основе продолжают работу порядка 2,1 тыс. кинотеатров и 5,3 тыс. кинозалов. Цифры внушительные, но до катастрофы пока далеко.

    Тем более прокат весь год не простаивал, а наполнялся фильмами, разнообразными по жанрам, форматам и странам производства - победители Каннского кинофестиваля, индийский боевики, европейские авторские ленты и многое другое. Даже иногда голливудские новинки проскакивали. Хоть картины не всегда отличались отменным качеством, однако взамен они предлагали широкий выбор, как говорится, на любой вкус.

    В связи с этим отдельно стоит упомянуть триумф недавнего "Чебурашки". Семейное кино об ушастом любителе мандаринов все еще триумфально идет по кинотеатрам, собрав в общей сумме больше 5 миллиардов рублей, что является на данный момент абсолютным рекордом для отечественного кинопроката - даже первый "Аватар" настолько высокую планку не брал. Конечно, можно долго спекулировать и откровенно потешаться над тем, что подобные результаты были достигнуты только за счет того, что больше нечего было смотреть. Однако комедия Дмитрия Дьяченко получилась действительно качественной, и на самом-то деле ее пример показателен - российские зрители готовы смотреть "родное" кино и в больших объемах, если оно хорошо и ладно сделано, и при этом продюсеры с прокатчиками уделяет должное внимание рекламной кампании. Потенциал обгонять последние новинки Голливуда есть. Не случайно среди пяти картин, больше всего собравших в российском прокате за 2022 год, значатся две отечественные - "Сердце Пармы" (926 млн рублей) и "Последний богатырь: Посланник Тьмы" (1,699 млрд рублей). Просто надо еще больше работать, а потому весьма многообещающе выглядят стремления Фонда кино и Министерства культуры оказывать беспрецедентную поддержку производителям киноотрасли, чтобы выход российских фильмов стал более массовым.

    Глупо будет утверждать, что для отечественного кинопроката тяжелые дни подошли к концу. Произошла некоторая стабилизация, но все еще многое зависит от того, смогут ли российские кинокомпании создавать достаточно контента, чтобы обеспечивать непрерывный поток громких премьер. На это уйдет минимум пару лет. К тому же важную роль играет то, захотят ли западные мейджоры продолжить вести дела в России. В частности, французская кинокомпания Pathé вернулась на российский рынок и готовит к релизу новую часть "Астерикса и Обеликса". Да и параллельный импорт, несмотря на свою неоднозначность, помогает кинотеатрам держаться на плаву. Остается надеется, что индустрия справится с кризисом. Тем более - как год встретишь, так его и проведешь. А 2023 для российского кино начался с "Чебурашки".

    Поделиться