- В конце прошлого года край вошел в число пилотных регионов России, где будут субсидировать строительство быстрых зарядных станций для электромобилей. Эта мера государственной поддержки станет стимулом для увеличения доли частного электротранспорта. С ее помощью рассчитываем создать в 2023-2024 годах на Ставрополье полноценную сеть из 32 зарядных станций для легковых машин и легких коммерческих автомобилей, - заявил первый заместитель председателя правительства края Андрей Хлопянов.
По его словам, в инфраструктуру инвестируют более 200 миллионов рублей. Из них около 90 миллионов вернут инвесторам по программе частичной компенсации понесенных затрат на покупку технологического оборудования и присоединение к инженерным сетям.
- Сейчас в краевом минпроме обдумывают, где разместить эти объекты. Главная задача - расположить их так, чтобы обеспечить движение электромобилей по всей территории Ставропольского края, - добавил Хлопянов.
Для жителей Северного Кавказа уже не в новинку видеть на дорогах электрокары. В основном речь идет о бюджетных моделях, но можно встретить и дорогие Tesla. Автовладельцы-предприниматели уже и сами устанавливают зарядные станции в крае. Одна из них появилась на территории надземной парковки на проспекте Карла Маркса в Ставрополе. Зарядить батареи здесь можно за умеренную плату. Мощность пункта - 22 киловатта, что позволяет "заправлять" от трех до шести электрокаров в сутки в зависимости от их модели и емкости аккумулятора.
Как рассказал предприниматель Али Магомедов, к решению поставить зарядную станцию его подтолкнуло отсутствие соответствующей инфраструктуры в городе:
- Я захотел приобрести электромобиль и понял, что в Ставрополе его просто негде "заправить". Живу в квартире на 12-м этаже, гаража нет. Начал искать точку в городе, где можно просто вставить штекер и "заправить" электрокар, и не нашел. В итоге решил сам установить такую станцию, - рассказал Магомедов.
Владелец электромобиля Nissan LEAF Сергей Букоткин из Ставрополя считает, что сейчас такой транспорт является узкоспециализированным:
- В моей семье есть машина с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), на которой мы ездим в другие города и в отпуск. Электрокар используем только в Ставрополе. Живем в частном доме. Приезжаем вечером и ставим машину на зарядку. Есть трудности с ремонтом, но они преодолимы, если имеются нужные знакомства.
По мнению руководителя портала НаТоке.ру Кирилла Вершинина, в России электромобили распространяются достаточно активно, в первую очередь это связано с общемировой тенденцией. Выбор моделей постоянно расширяется.
- Инфраструктура также развивается, хотя, может быть, не так активно, как хотелось бы владельцам такого транспорта. В крупных городах зарядить электромобиль достаточно просто, в других же населенных пунктах возникают сложности. Создание инфраструктуры идет на наших глазах.
Он добавил, что сейчас нет единых стандартов ни для зарядных станций, ни для зарядных портов, которых в мире существует более пяти типов.
- Заниматься созданием инфраструктуры должны совместно бизнес и государство. Перспективы для предпринимателей здесь очевидны. Законодателям же стоит учесть опыт, например, Европы. Там было достаточно проблематично зарядить электромобиль даже при хорошо развитой инфраструктуре. Парковочные места возле зарядных станций занимали обычные автомобили. И только после того, как их разрешили эвакуировать, проблему удалось решить, - добавил эксперт.
Он уверен, что развивать отечественные технологии в области электромобилестроения необходимо, так как условия в России уникальны и требуют особого подхода.
- Не стоит забывать, что КПД у электродвигателя выше, чем у ДВС, и это важный фактор для дальнейшего повышения спроса на электромобили. География и площадь нашей страны диктуют максимально сложные условия для эксплуатации подобного транспорта. А это, в свою очередь, делает модели, разработанные для использования в России, интересными покупателям во всем мире. К тому же разработка и производство отечественных моделей приведет к совершенствованию множества параллельных аккумуляторных и компьютерных технологий или технологий электрогенерации.
Как заявил корреспонденту "РГ" генеральный директор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев, чтобы популяризировать электротранспорт, властям нужно действовать на опережение и уже сейчас задуматься о зарядных станциях не только в городах, но и на главных магистралях.
- Сейчас в РФ чуть больше 1500 электрозаправок, а в идеале только в Центральном федеральном округе их должно быть не меньше 1000. Нужно не только создавать и улучшать инфраструктуру, но и открывать бесплатные парковки, снижать траты на зарядку, привлекать инвестиции в сферу электротранспорта - сейчас их очень мало, - отметил эксперт.
По его мнению, в течение пяти-семи лет в городах-миллионниках автовладельцы начнут массово переходить на электрокары. Это связано с экологией, так как до 80 процентов вредных выбросов в атмосферу дают промышленные предприятия и автомобили.
- В 2022 году, по данным "Автостата", этот сегмент авторынка России показал рост на 33 процента. Вероятнее всего, тенденция сохранится, а новые предложения от автопроизводителей и программы государственной поддержки станут стимулами для развития отрасли, - считает директор по развитию автохолдинга "Ключавто" Юлия Овчинникова. - Согласно принятой концепции популяризации электротранспорта в РФ, к 2024 году в стране планируется установить до трех тысяч зарядных электростанций. Поддержка регулятора здесь, безусловно, имеет решающее значение, однако при содействии бизнеса расширение инфраструктуры для электротранспорта будет более быстрым и эффективным.
Овчинникова отметила, что отечественные производители электрокаров могут занять выгодные позиции на рынке при условии оптимальных ценовых предложений, особенно ввиду приостановки поставок моделей европейских брендов. К тому же электромобили российской марки можно приобрести со скидкой до 25 процентов по льготной программе минпромторга РФ.
Илья Зотов, заместитель председателя комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению:
- Уверен, рынок электромобилей в России будет расти ускоренными темпами, особенно в южных регионах, где теплый климат и плюсовые температуры весь год, например в Краснодарском крае, Ростовской области, регионах Северного Кавказа. Но в СКФО будет гораздо больше проблем с обустройством зарядной инфраструктуры.
Расширение рынка электромобилей определяется двумя факторами - наличием зарядной инфраструктуры и налоговыми или другими финансовыми преференциями. Например, водителя электромобиля можно освободить от оплаты проезда по платным трассам. Это будет стимулировать людей приобретать электрокары. Расширение данного рынка важно для государства, поэтому оно должно вкладывать средства в инфраструктуру.
Что касается северных регионов, то рассчитывать на распространение электромобилей там не приходится из-за низких температур и большого риска остановки транспорта, если нет возможности подзарядки. Государство также должно сделать заказ на такие автомобили, чтобы их производили в стране.
Александр Разин, директор по административно-хозяйственной деятельности ООО "Байкал-Сервис ТК":
- В среднесрочной перспективе распространение электромобилей в России будет идти крайне медленно. Отмечу, что средства, выделяемые на их производство и необходимую сопутствующую инфраструктуру, являются главным движущим фактором на этом рынке. В нынешних же условиях финансовые вложения крайне ограничены. В 2023 году значительно урезан бюджет по статьям, касающимся реализации дорожно-инфраструктурных проектов, поэтому говорить об увеличении количества электротранспорта в ближайшей перспективе не приходится.
Чтобы быстро построить необходимую инфраструктуру для электротранспорта в России, нет ни соответствующих условий, ни возможностей. Безусловно, этим в первую очередь должно заниматься государство, но при ведении специальной военной операции бюджетные средства направляются на другие нужды.
Бизнес также не готов в нынешней ситуации к масштабным инвестициям. Особенно с учетом того, что такие инфраструктурные вложения, как правило, имеют очень длительный срок окупаемости. Наш главный козырь - дешевая электрогенерация. Но, к сожалению, пока в стране эти ресурсы используются недостаточно эффективно.
Две основные составляющие электромобилей - электронная начинка и аккумуляторы. Ни то, ни другое в России необходимого качества и в требуемых объемах не производится. Для создания серьезной технологической базы потребуется не одно десятилетие.
Для примера: на Китай приходится 77 процентов мировых мощностей по производству аккумуляторов, далее по шесть процентов у Польши и США, оставшиеся же проценты - у остальных стран. Очевидно, что тот, кто контролирует рынок аккумуляторов, обладает наилучшими перспективами в производстве электротранспорта.