В вузе, правда, уже сказали, что считают необходимым ограничить использование подобных технологий в образовании. Но как ограничить то, доступ к чему есть у каждого - с домашнего компьютера или мобильного телефона? Правда, в случае с ChatGPT нужно подключаться через vpn.
Скажем сразу, случай с РГГУ - не первый и точно не последний. Сегодня искусственный интеллект уже заменяет человека во многих сферах деятельности. Таков прогресс: нейросети пишут письменные ответы на запросы пользователей в разных компаниях, ведут интернет-трансляции, управляют механизмами на предприятиях.
Но если на производстве такое - в "плюс", то в образовании может привести к печальным результатам. Или нет? Кто умнее - нейросеть или профессор?
- Нашумевшая ChatGPT - интересный пример использования нейросети в текстовом поле. Благодаря сервису искусственного интеллекта возможно найти максимально точные ответы на вопросы из разных областей знаний, - пояснила "РГ" руководитель Всероссийского конкурса "Начни игру" АНО "Россия - страна возможностей" Марьям Карпова. Одним из функционалов платформы, кстати, является написание сценариев, статей, блогов и даже литературных произведений. И с этой задачей искусственный интеллект справляется отлично, поэтому и диплом написать ему вполне по силам.
Но, несмотря на увлечение современными технологиями, в процессе обучения безусловно важно погружаться в темы лично, структурируя свои знания и навыки и создавая уникальные "продукты" своего интеллектуального труда.
По мнению доцента института N8 "Компьютерные науки и прикладная математика" МАИ и факультета компьютерных наук ВШЭ Дмитрия Сошникова, ChatGPT безусловно осложнит жизнь преподавателям.
- Мы с коллегами в МАИ провели эксперимент: решили проверить, сможет ли ChatGPT сдать экзамен по логическому программированию, - рассказал "РГ" эксперт. - Оказалось, что чат-бот успешно решает несложные задачи на экзотическом языке программирования Prolog, и худо-бедно отвечает на вопросы тестов с множественным выбором. Более того, нейросеть в процессе диалога поведала нам, в каких областях программирования эффективно использовать Prolog, и даже привела пример программы, которая могла бы использоваться в биоинформатике! В общем, тройку или даже четверку на экзамене искусственный интеллект смог бы заработать!
С другой стороны, говорит Дмитрий, подобные инструменты позволяют повысить эффективность творческой работы, взяв на себя написание больших объемов текста, и оставив человеку самое главное - придумывание идеи.
- Я не вижу ничего плохого в том, что студент или ученый-исследователь генерирует значительную часть своей работы с помощью искусственного интеллекта, но до той поры, пока сам несет полную ответственность за содержание, - подчеркивает Дмитрий Сошников. - Нейросеть может очень легко писать бессмысленный текст (например, я попросил ее придумать 10 причин, почему огурцы вызывают бессонницу, и она справилась!), и задача человека - следить за тем, чтобы полученный в результате текст соответствовал тем целям, ради которых он пишется. Если диплом, написанный с помощью ChatGPT, содержит в себе оригинальные мысли студента, является научно обоснованным, и студент на защите демонстрирует знание проделанной им работы, - я не вижу в этом ничего предосудительного.
Интересно: ситуация с ChatGPT напоминает дискуссию о том, можно ли давать студентам свободно пользоваться на экзамене справочными материалами. Запрещая это, можно проверять знания студентов, но, по мнению Сошникова, на относительно типовых задачах.
- Если разрешить использование справочных материалов и интернет, то нам, преподавателям, придется придумывать более творческие задания. Но зато такой экзамен будет максимально приближен к реальной жизни, в которой информация всегда доступна, но нужно применить свои творческие навыки для решения более сложной задачи, - считает эксперт.
Но что мы все о студентах и школьниках. Ведь и преподаватели тоже смогут использовать нейросети в своей работе. Например, очень эффективно применять ChatGPT в изучении английского: нейросеть может выступать внимательным и, главное, никогда не устающим собеседником. А еще ее можно просить переписать какую-то простую фразу более художественным языком - это хорошо развивает словарный запас.
Словом, нейросети дали нам возможность генерировать любые тексты с невероятной скоростью. И системе образования срочно нужно к этому адаптироваться.
Доцент МАИ и ВШЭ Дмитрий Сошников рассказал, что помимо нейростетей, которые генерируют тексты, есть и те, что умеют рисовать. Да так, что иному художнику дадут фору.
- Такие модели обучены на больших массивах изображений, и они знают много про окружающий мир: основные художественные техники (акварель, масло, пастель и т.д.), стили различных художников, достопримечательности мировых столиц, известных актёров и т.д, - говорит Дмитрий. - Об использовании этих моделей активно спорят в последние месяцы художники и искусствоведы. Ситуация очень похожая с написанием диплома: с помощью таких моделей легко создать красивую репродукцию, которую вполне можно повесить на стену для украшения интерьера. Однако, для создания по-настоящему интересных произведений искусства, необходимо вложить в них какую-то идею - а это может сделать только человек! Мне кажется, достаточно непродуктивно запрещать появившийся генеративный инструмент (что делают некоторые арт-площадки) - гораздо интереснее попытаться адаптироваться к новому миру и немного переосмыслить роль художника - перенеся акцент с процесса материального воплощения идеи в результат, на совершенствование самой идеи. Ведь настоящие произведения искусства начинаются в голове художника, а использует ли он кисть и краски или нейрогенеративные инструменты для воплощения своей идеи в жизнь - не так уж и важно.
Кстати, Дмитрий Сошников создал в интернете настоящую виртуальную выставку картин "пера" нейросети https://soshnikov.com/art/artartificialexpo/
Роман Душкин, преподаватель курса "Введение в искусственный интеллект и разговорные боты" РАНХиГС:
- Прямо сейчас мы в академии исследуем, каким образом можно адаптировать систему образования в целом, а также отдельные курсы и программы под современные условия. Технологии искусственного интеллекта действительно открывают новые возможности. Не все это поняли. Зато прогрессивные школьники и студенты успели разобраться, как использовать это "в своих интересах". И совершенно точно понятно, что никакие запреты не помогут.
При желании студенты найдут способы обойти любые ограничения. У ChatGPT и подобных сетей "широкий" кругозор: корпус текстов, на которых они обучаются, чрезвычайно обширен. Кроме того, ChatGPT спокойно выдерживает контекст беседы - это большой шаг в области ИИ. Но очевидно, что в таких условиях значительно вырастает ценность человека: только он силой своего сознания и интеллектуальных возможностей может подтвердить глубину, актуальность и значение текста, созданного искусственным интеллектом.
Сергей Пекарский, декан факультета экономических наук ВШЭ :
- Академическая профессия базируется на репутации, и эта репутация подразумевает уверенность в том, что человек провел исследование и сделал самостоятельные выводы. Привлечение к дипломной работе любых сторонних текстов абсолютно неприемлемо - кем бы или чем бы они ни были сгенерированы.
Один из студентов на экзамене захотел списать теорему, но не нашел ее доказательство. Сделал запрос в нейросеть, получил ответ в 300 строк. Прилежно переписал и предъявил преподавателю. Нужно было видеть лицо профессора: ведь все доказательство умещается в пять предложений!
А вот другой случай. Для допуска к экзамену по компьютерным сетям нужно было сделать свой сайт, используя определенные языки и соблюдая некоторые требования. Учащийся вбил в нейросеть требования и получил готовый сайт, который прошел все проверки, и допуск к экзаменам.
Подготовила Ольга Воскресенская