12.02.2023 13:51
Поделиться

Повлияет ли разгерметизация космического грузовика "Прогресс МС-21" на программу полета МКС?

На МКС новая проблема. Накануне специалисты подмосковного ЦУПа по телеметрии зафиксировали разгерметизацию в грузовом корабле "Прогресс МС-21". Этот корабль летает в составе российского сегмента станции уже больше трех месяцев - с октября прошлого года. И как раз, по расписанию, буквально через неделю - 18 февраля, должен быть сведен с орбиты и затоплен в водах Тихого океана. Все, что должно быть утилизовано, уже загружено в отсек. Как сообщили в Роскосмосе, переходной люк в корабль закрыт. Так что "Прогресс МС-21" изолирован от общего объема станции.
roscosmos.ru

По оценке специалистов, температурный режим и давление на борту МКС в норме. Экипажу ничего не угрожает. Сейчас главное - разобраться с причиной ЧП. Это особенно важно, поскольку произошел уже второй подряд инцидент с российскими космическими кораблями.

- На грузовом корабле, который уже несколько месяцев пристыкован к станции, произошла утечка теплоносителя из системы терморегулирования, - рассказал журналистам исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Госкорпорации "Роскосмос" Сергей Крикалев. - Ситуация в чем-то похожа на ту, что произошла с пилотируемым кораблем "Союз МС-22" в середине декабря 2022 года.

По его словам, в настоящее время специалисты думают над тем, как детально осмотреть место утечки на радиаторе "Прогресса МС-21", чтобы выяснить причину ее появления. Параллельно, так же как и с кораблем "Союз МС-22", будет проводиться анализ возможной причины утечки с точки зрения технологий сборки радиатора, применяемых материалов и подготовки корабля к старту. Самое главное - убедиться, что это не какая-то систематическая ошибка, - подчеркнул Крикалев.

Начала работу комиссия, которая тщательно изучит все возможные версии. Специалисты НАСА также оказывают Роскосмосу содействие в установлении причин утечки. Как следует из распространенного заявления американского космического ведомства, они следят за работой всех систем МКС и пока не выявили каких-либо других проблем на станции.

Напомним: 15 декабря 2022 года при подготовке к плановому российскому выходу в открытый космос экипаж зафиксировал падение давления во внешней системе терморегулирования пристыкованного "Союза МС-22". Тогда визуальный осмотр корабля со станции подтвердил утечку теплоносителя. Позже исследования подтвердили: радиатор системы терморегулирования повредил спорадический метеороид.

"Представляете, какой ущерб может нанести "песчинка" размером 1 миллиметр, летящая со скоростью 7 км/с? - комментировал глава Роскосмоса Юрий Борисов в интервью РИА Новости. - Манипулятором посмотрели характер самого отверстия, размер, кромку. И очень однозначные выводы были сделаны, они подтверждены американцами. Мы от них ничего не скрываем, экипаж-то общий".

Кстати, вероятность производственного брака тогда специалисты тоже рассматривали. Она не подтвердилась.

Повлияет ли ситуация с "Прогрессом МС-21" на программу полета МКС? Как сказал Сергей Крикалев, грузовик предполагался к расстыковке и спуску с орбиты за два дня до запуска корабля "Союз МС-23". Поэтому на работу экипажа это не повлияет: свое уже отработал.

Поврежденный "Союз МС-22" планируется вернуть с орбиты в марте. В беспилотном режиме. Космонавты готовят к спуску на нем научное оборудование. А 20 февраля на МКС должен полететь без экипажа, только с грузами, пилотируемый "Союз МС-23" . На Байконуре он уже заправлен компонентами топлива и сжатыми газами.

Как рассказали в "Роскосмосе", сейчас идет укладка грузов, проверка герметичности люков и масса других рабочих процедур. После стыковки "Союза МС-23" с МКС и его разгрузки, в корабль будет перенесены ложементы российских космонавтов Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и астронавта NASA Фрэнка Рубио. На "Союзе МС-23" они должны вернуться на Землю.

Между тем

Ситуация с разгерметизацией "Прогресса МС-21" произошла на фоне прибытия и стыковки с МКС его "коллеги" - очередного космического грузовика "Прогресс МС-22". Он причалил к российскому служебному модулю "Звезда" в субботу в 11:45:21 мск. Как и планировалось, в автоматическом режиме. Корабль доставил на станцию 2 534 кг грузов. Это стандартный набор: топливо для дозаправки станции, питьевую воду, азот, различное оборудование и материалы. А еще - питание для космонавтов. В том числе для Сергея Прокопьева, Дмитрия Петелина и Анны Кикиной. Как известно, они вынуждены задержаться на станции из-за повреждения корабля "Союз МС-22". Так что на орбиту доставлен солидный бортовой рацион, включающий борщ с копченостями, баранину, осетру, судаку и массу других калорийных вкусностей.

Очень важный момент: пуск ракеты "Союз-2.1а", которая вывела на орбиту "Прогресс МС-22", стал 100-м подряд успешным для российских космических носителей с октября 2018 года. Тогда из-за аварии при разделении ступеней ракеты был прерван полет к МКС пилотируемого "Союза МС-10". На его борту находились россиянин Алексей Овчинин и американец Ник Хейг.

На высоте 90 километров безукоризненно сработала система аварийного спасения, и спускаемый аппарат с экипажем благополучно приземлился. Все происходило на глазах делегации НАСА во главе с тогдашним руководителем.

"Помню глаза американцев, когда они увидели своего астронавта без единой царапины", - рассказывал один из очевидцев. Они в это не верили, потому что сами в аварийных ситуациях потеряли два экипажа. А Овчинин и Хейг через пять месяцев полетели на орбиту уже на другом корабле.

Как сообщили в Роскосмосе, "рекордная серия" включает 46 стартов с космодрома Байконур, 36 - с Плесецка, по девять - с космодрома Восточный и из Гвианского космического центра. Кстати, в советское время у нас был период, когда 185 подряд космических пусков прошли без сучка и задоринки. До повторения этого рекорда, достигнутого с января 1983 года по ноябрь 1984 года, еще далеко. Есть к чему стремиться.

Кстати

Как уже сообщала "РГ", в РКК "Энергия" имени С.П. Королева состоялось заседание Совета главных конструкторов, на котором было рекомендовано продлить срок эксплуатации российского сегмента Международной космической станции до 2028 года.

Техническое состояние бортовых систем и корпусов модулей российского сегмента МКС детально рассматривалось в июле 2021 года. Было установлено: порядка 80 процентов его бортовых систем находится за ресурсом, и есть довольно много вопросов к работоспособности систем ориентации и энергопитания. Как прокомментировал генеральный конструктор по пилотируемым космическим системам и комплексам Владимир Соловьев, последние два года российским сегментом МКС занимались очень серьезно, провели большое количество ремонтных работ и работ по дооснащению. Было придумано много разных методов продолжения полета российского сегмента МКС и увеличения срока службы бортовых систем.

"На Совете главных конструкторов мы детально и внимательно рассмотрели все проблемы и результаты проведенных работ. Пришли к выводу, что эксплуатацию российского сегмента МКС можно продолжать до 2028 года. Раньше у нас такое решение было до 2024 года включительно. Это требует определенных финансовых ресурсов", - отметил Владимир Соловьев.

По его словам, предложена программа с множеством новых работ, выходов в открытый космос, задач по робототехнике. При этом не сбавляются работы по Российской орбитальной станции: в этом году выпустят и защитят эскизный проект станции. Решение Совета главных конструкторов будет рассмотрено на заседании Научно-технического совета Роскосмоса, по результатам которого госкорпорация подготовит соответствующее обращение в Правительство РФ.