"Как только наши производители получат достаточно места на полке рядом с импортным товаром, они начнут развиваться, инвестировать в капитальные мощности, кадры, разработки. Неизбежно начнет снижаться себестоимость и расти качество", - заявил Евтухов.
Минпромторг предлагает установить для продукции три базовых критерия отбора: товар должен производиться в России, производитель и права на товарный знак должны принадлежать российским гражданам, не имеющим другого гражданства. При необходимости критерии будут корректироваться для отдельных групп товаров. По словам замминистра, подобный подход позволит избежать поддержки "псевдороссийских товаров", прибыль от продажи которых уходит за рубеж. Кроме того, инициатива будет способствовать развитию компетенций отечественных производителей.
Впрочем, локальный бизнес нуждается в поддержке властей не только при выходе в ретейл, но и на этапе непосредственно производства. Так, в 2022 году около 4,3 тыс. сельхозпроизводителей получили кредитную поддержку на сумму 93 млрд рублей. Такие данные озвучил генеральный директор Корпорации "МСП" Александр Исаевич в ходе своего выступления на мероприятии. По его словам, у корпорации имеется множество инструментов поддержки для разных предприятий.
Представители торговых сетей также рассказали о работе в части собственных торговых марок (СТМ). Так, в настоящее время "Пятерочка" сотрудничает с 209 малыми компаниями по поставкам СТМ. Доля собственных торговых марок в товарообороте стабильно растет в последние годы. "В следующем году мы эту долю доведем до 30%. Что очень важно: помимо проникновения в чек - оно также растет - средняя оценка СТМ также выросла с 4,74 до 4,9", - сказал директор коммерческого департамента торговой сети компании Станислав Шеинский.
Товары собственных торговых марок являются ядром ассортимента торговой сети "Перекресток", добавил представитель сети-ретейлера. "Мы планируем, что они вырастут примерно в два раза. Мы закончили год ростом на 18%, через два года это будет ощутимо за 30%", - добавил директор по развитию собственных торговых марок торговой сети "Перекресток" Александр Коваленко.
По словам генерального директора "INFOLine-Аналитика" Михаила Бурмистрова, последние годы были для небольших производителей непростыми. Так, например, в 2020-2021 годах доля малого бизнеса в структуре оборота пищевой отрасли снизилась до исторического минимума. "В 2022 году мы увидели целый ряд позитивных трендов, среди которых - поворот крупных ретейлеров к более активному сотрудничеству с малым бизнесом, с локальными производителями, активное развитие онлайн-продаж, которые сейчас являются огромными возможностями для малого бизнеса. В результате мы видим, что доля малого бизнеса восстанавливается. Малый бизнес рос существеннее быстрее, чем рынок в целом", - резюмировал он.