14.02.2023 12:15
Поделиться

Землетрясение в Турции привело к обострению политической борьбы в предвыборной гонке

Землетрясение в Турции обострило политическую борьбу в стране в преддверии намеченных на 14 мая президентских выборов, поставив действующего президента республики Реджепа Эрдогана в тяжелое положение.
REUTERS

Так, из-за серьезных масштабов разрушений турецкий лидер ввел чрезвычайное положение в 10 юго-восточных провинциях. В складывающейся ситуации запланированные на май президентские выборы вообще становятся под угрозу срыва.

"Там находятся около пятнадцати миллионов человек. По законодательству нельзя отменить выборы из-за подобных катаклизмов. Это допустимо лишь при военном положении. Специальными указами Эрдоган может позволить себе некоторые маневры, но они не понравятся обществу", - приводит РИА Новости слова историка и политолога Икбаля Дюрре.

При любом раскладе, по прогнозам экспертов, на грядущих выборах столкнутся два противоборствующих лагеря - соратников президента Эрдогана и сторонников оппозиции.

В этом контексте оппозиционные силы непременно попытаются использовать природную катастрофу для того, чтобы обернуть против нынешнего турецкого лидера последствия природного катаклизма, который грозит усугубить и без того немалые проблемы в экономике Турции, а также спровоцировать в стране социальный и гуманитарный кризис.

В частности, глава Хорошей партии Турции Мераль Акшенер заявила, что из-за природного катаклизма выборы нужно перенести с 14 мая на 26 июня, как это и планировалось изначально. В свою очередь, руководитель турецкой Народно-республиканской партии (НРП) Кемаль Кылычдароглу твердо заявил, что не позволит Эрдогану ни при каких обстоятельствах отменить голосование и сохранить власть.

Кроме того, представители оппозиционных сил с завидной регулярностью посещают пострадавшие регионы, словно соревнуясь в этом с президентом, и призывают к политическим переменам, обвиняя действующие власти в коррупции и неспособности защитить население. В этой связи уже упомянутый выше Кылычдароглу задался вопросом, куда делись миллиарды лир "налогов на землетрясение" (средства, которые турецкие власти собирали после катастрофы 1999 года, - прим. "РГ").

В действительности конкуренция разворачивается ожесточенная. Так, в конце 2022 года мэра Стамбула Экрема Имамоглу, который является одним из главных противников президента Эрдогана, приговорили к 2,5 годам тюремного заключения за оскорбление членов Центральной избирательной комиссии (ЦИК), отменивших его победу на выборах 2019-го, а затем признавших ее после повторного голосования.

Дополнительным аргументом оппозиции заработать дополнительные очки в предвыборной гонке стали строительные амнистии, которые турецкое правительство периодически раздает с 1960-х годов. Так, по сведениям Министерства окружающей среды и урбанизации, порядка половины зданий в Турции были построены с нарушениями. При этом серьезные претензии предъявляются и к элитным постройкам. В частности, в результате землетрясения рухнул 12-этажный жилой комплекс "Ренессанс" в провинции Хатай, где стоимость квартир составляла от 80 до 160 тыс. долларов. В этом контексте 10 февраля в аэропорту Стамбула был задержан с крупной суммой денег и билетом до Черногории архитектор комплекса Мехмет Яшар Джошкун.

В целом число погибших от землетрясений в Турции и Сирии на данный момент - больше 40 тысяч человек, при том, что это еще, наверняка, не конечные цифры. По оценкам экспертов, количество жертв может составить 100 тысяч.

Материальный же ущерб от землетрясения, по оценкам историка и политолога Икбаля Дюрре, составит, по меньшей мере, 50-60 млрд долларов США. В свою очередь, аналитики издания Bloomberg считают, что для восстановления потребуется 84 миллиарда, то есть порядка 10% ВВП Турции.

Так или иначе, можно констатировать, что, помимо серьезных разрушений от природной катастрофы, все чаще проявляются ее политические последствия. Предвыборная борьба постоянно обостряется, и для победы в предстоящей президентской гонке Эрдогану принципиально важно продемонстрировать свою эффективность и незаменимость.