Литва не будет обеспечивать нормальный транзит автотранспорта с Беларусью
До сих пор действуют все шесть автодорожных коридоров между Беларусью и Литвой. Но подобные ограничения затруднят грузоперевозки между государствами.
"Объем грузоперевозок может снизиться, особенно если власти Литвы будут создавать бюрократические препятствия и отдельные хозяйствующие субъекты на территории Литвы захотят извлечь из этого выгоду", - говорит профессор кафедры государственное и муниципальное управление Финансового университета при правительстве РФ Юрий Шедько. Литва может вовсе закрыть границы под видом надуманного предлога, считает эксперт. Например, Вильнюс закрыл железнодорожный пункт пропуска Бенякони - Стасилос до конца 2024 г.
Действия Литвы действительно существенно ограничат поток товаров между двумя государствами. "Теперь между этими государствами останется только один железнодорожный погранпереход Гудогай - Кяна", - подытожил Шедько.
Также он отметил, что это решение может негативно сказаться на грузопотоках из России и Беларуси в Калининградскую область, которые частично были ограничены еще летом прошлого года. "У России было время перестроиться, но все же сложившиеся обстоятельства потребуют еще более слаженной работы наших и белорусских логистических служб", - заключил он.
Литва отказывается от положений, принятых в документе, который был подписан 4 ноября 2019 года, замечает исполнительный директор ACEX Алексей Липатов. "Документ предусматривал обеспечение бесперебойного потока транспорта через границу и увеличение пропускной способности автодорожных пунктов пропуска. Однако пандемия и усиление санкций во многом препятствовали полному воплощению этого документа в жизнь", - говорит представитель логистической компании.
По его мнению, решение Литвы в любом случае негативно отразится на скорости пересечения границы вплоть до остановки работы перехода, временно или на постоянной основе. "Хотя на данный момент о полном закрытии речь не идет, это не дает никаких гарантий на будущее", - указывает Липатов.
Еще большую обеспокоенность вызывает то, что до конца 2024 года закрывается один из двух железнодорожных пунктов пропуска между странами Бенякони - Стасилос, добавляет он. "На фоне ограничений транзита грузов по дорогам это выглядит подозрительно", - констатирует эксперт. По его мнению, такие ограничения могут быть направлены и на то, чтобы усложнить положение Калининградской области, часть грузов в которую поступает транзитом через Литву.
Между тем представители грузоперевозчиков в социальных сетях обсуждают информацию о том, что более 200 литовских компаний по-прежнему экспортируют продукцию в Россию, несмотря на запреты. Власти Литвы намерены сдержать этот поток грузов.