Из необходимости долгосрочного противостояния вытекает потребность в новой мировоззренческой автономии. До недавнего прошлого Россия жила смыслами и идеями, которые по большей части заимствовались в Европе или Америке. Оттуда нам рассказывали, что хорошо, а что плохо, что думать о внутренней и внешней политике, какие товары покупать и на каких машинах ездить. Понятно, что страна, зависимая в части смыслов и картины мира, не способна на экономическую независимость, а значит, она никогда не будет успешной. Поэтому нам придется порвать с нашими бывшими "стратегическими партнерами" не только на уровне общенациональной идеологии, но и на уровне бытовых представлений о норме.
Впрочем, думаю, это будет несложно. Для тех же американцев, например, немыслимо, чтобы им рассказывали о "правильной" жизни из-за границы. Качество жизни в нашей стране только улучшится, если мы самостоятельно начнем производить идеи и смыслы для собственного употребления.
Внешняя политическая ситуация беспрецедентно сложная, тем не менее большая часть Послания была посвящена экономике. И это неспроста, потому что экономическая устойчивость и обеспечение роста производства - залог военного успеха и политического выживания. По итогам Послания не возникло и малейших сомнений в том, что новая идеология самоопределения будет поддержана эффективным производством.
Вообще к развитию экономики возможны два подхода. Первый исходит из того, что подталкивать ее не надо. У людей есть потребности, они идут к производителям товаров и услуг и покупают все, что им необходимо, тем самым оживляя экономику. Тут на первом месте находится дешевый кредит, который стимулирует производство, а потом из-за этого уже растут доходы, из которых потребители кредиты и возвращают.
Это классический либеральный подход. Однако далеко не все и не всегда готовы брать на себя долговые обязательства, особенно когда перспективы экономического роста неясны. Поэтому он работает далеко не всегда и не везде.
Гораздо перспективнее второй - кейнсианский - вариант поддержки производства: раздать деньги - поднять пенсии и пособия, увеличить госзаказ, дать людям заработать, чтобы они потом пошли в магазины и потратили свои заработки. Так как здесь люди не рискуют своим будущим, они тратят более активно, что и обеспечивает хороший экономический эффект.
До недавнего прошлого наши власти придерживались первого варианта, который менее эффективный, зато и менее рискованный, дающий возможность легко управлять бюджетом. Однако в прошлом году нам пришлось из-за чрезвычайных обстоятельств резко увеличить расходы, то есть правительство стало кейнсианцем поневоле. И это дало потрясающий результат. То, что России удалось сохранить производство и не допустить серьезного падения ВВП - прямой результат активных бюджетных расходов. И инфляция при этом не выросла, так что традиционные либеральные мифы про вред от государственного вмешательства оказались посрамлены. Так что стимулирование экономики за счет бюджетных расходов - это тот путь, по которому нам предстоит пойти. Это гарантия успеха, которая обеспечит экономический фундамент для преобразования страны. Основные направления расходования средств - это фонды, поддерживающие семьи участников СВО и ее ветеранов, новые налоговые вычеты, развитие промышленности, масштабное строительство - собственно, им была посвящена основная часть речи президента.
Итак, сегодня у нас есть понимание, что страна нуждается в новой идеологии развития, новом внешнеполитическом курсе, новых друзьях и партнерах. Также понятно, что планы на будущее не повиснут в воздухе, потому что у страны есть эффективный, хорошо работающий экономический двигатель. И это делает преодоление препятствий, поставленных на нашем пути коллективным Западом, практически неизбежным.