Не хочу никого обижать, но очень часто такая точка зрения соответствует некритическому, неглубокому мышлению. Когда я слышу, что все будет плохо, всегда прошу сказать конкретно: где, почему будет плохо и когда? И тут, как правило, оппоненты "плывут", потому что ничего, кроме собственных эмоций, выдать не могут. А разговоры про то, что "место здесь проклятое", годятся для анекдота, а не для экономической дискуссии.
Действительно, санкции - это тяжелое и крайне неприятное испытание для российской экономики. Спорить с этим довольно глупо. Однако в целом, если посмотреть на развитие России в среднесрочной перспективе, они оказали на экономику скорее позитивное влияние. Да, есть краткосрочные потери, хотя, конечно, их тоже не надо преувеличивать. В начале 2022 года, делая прогнозы на год вперед, мы оценивали рост российского ВВП примерно в 1,5%. Из-за санкционной войны он не вырос, а снизился на 2%. С учетом недополученного роста общие потери можно оценить в 3,5% ВВП, что совершенно ничтожно на фоне многих тысяч ограничений, введенных коллективным Западом.
Главный позитивный эффект, полученный за последний год, - это новая идеология развития, опирающаяся на внутренние ресурсы, собственный инженерный, научный и промышленный потенциал.
Будет ли коллективный Запад расширять санкции и наращивать экономическое давление на нашу страну? Да, очевидно будет. В экономической войне наши противники проигрывают, они это прекрасно понимают и попытаются исправить положение. Однако, по большому счету, они опоздали. Неэффективность первоначальных экономических мер давления дала нам год, в течение которого правительству и бизнесу удалось найти новые подходы к организации внешнеэкономических связей и внутреннего производства. В нынешнем году мы выясним, что будет работать лучше: новая модель экономики или запреты, эксплуатирующие зависимость от Запада, накопленную за годы наших попыток в него интегрироваться.
Есть основания считать, что новые экономические подходы окажутся сильнее. В этом плане у меня есть маркер: производство локомотивов для железных дорог. Надо помнить, что предприятия этой отрасли в последние годы были тесно завязаны на западные машиностроительные корпорации. Техника, как правило, производилась в России, однако по западным технологиям и с использованием импортных комплектующих. Поэтому на фоне сворачивания иностранцами своего присутствия возникли серьезные опасения за будущее этой отрасли. А тут смотрю последнюю статистику Росстата по итогам года и вижу рост производства локомотивов вместо обещанного спада. На светлое будущее надо работать, и оно обязательно наступит.