У маркетплейсов просто болезнь роста
Юрист Хаминский о конфликте в Wildberries: Новые правила возврата товаров не могут расцениваться иначе, как злоупотребление правом
Пресс-служба
Без малого неделю в информационном пространстве бушуют страсти, связанные с конфликтом между компанией Wildberries и сотрудниками пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Дело дошло до экстренных совещаний в Государственной думе. И конфликт действительно есть, хотя слово "забастовка" к нему вряд ли применимо. Участниками являются с одной стороны - "маркетплейс", он же "торговая площадка" - Wildberries, а с другой стороны - индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по выдаче посылок по договорам гражданско-правового характера. Соответственно, люди, одетые в фирменную униформу, которых мы видим в пунктах выдачи и принимаем за работников Wildberries, на самом деле таковыми не являются.

Тогда в чем суть конфликта? Давайте разбираться. На сайте маркетплейса опубликованы "условия сотрудничества с франчайзи и партнерами". Хочешь стать членом команды Wildberries - принимай условия оферты, подписывай договор присоединения, снимай помещение и начинай зарабатывать деньги. Именно так звучит рекламный призыв. При этом основная проблема заключается в том, что "франчайзер", то есть Wildberries, может менять условия работы в одностороннем порядке. Так, в августе 2022 года маркетплейс уже ввел штраф для ПВЗ за возврат бракованного товара в размере 20% от его стоимости. В начале марта условия стали еще жестче: уже 100% стоимости возвращенного бракованного товара и те же 100% возвращенного товара, который оказался подмененным другим. У владельцев ПВЗ были все основания возмущаться.

Но насколько правомочны действия франчайзера? В рамках коммерческих правоотношений штраф может налагаться только за неисполнение договорных обязательств, и сам договор называется "Оферта об оказании услуг по доставке отправлений физическим лицам". Но владельцы и сотрудники ПВЗ не являются ни изготовителями, ни поставщиками товара. Следовательно, они не могут нести ответственность за ненадлежащее качество. И тогда получается, что штрафы назначаются за то, что они не смогли уговорить покупателя не возвращать бракованный товар.

Второе основание - о подмене или пересортице - не менее абсурдно. Предположим, что покупатель, получив от Wildberries оригинальный товар, умышленно подменит его на подделку, принесет в ПВЗ и оформит возврат. Обман вскроется только при осмотре подделки товароведом на региональном складе маркетплейса. Несмотря на это владельца ПВЗ обязывают в полном объеме возместить стоимость оригинальной вещи. То есть покупатель совершает преступление в форме мошенничества, но финансовая ответственность возлагается на другое, невиновное лицо.

Подобные обстоятельства не могут расцениваться иначе, чем злоупотребление правом. К тому же у маркетплейса такого права изначально не могло быть по закону. Как минимум, это может быть расценено как самоуправство.

Сегодня в акциях протеста участвуют от 50 до 100 партнеров Wildberries. Нужно понимать, что их общее количество превышает 28 тысяч по стране. И как только незаконные штрафы коснутся каждого из них, масштаб социального взрыва трудно себе представить. Кстати, Wildberries уже пошел на попятную и убрал из оферты пункт о 100% штрафе. Остается надеяться, что также необоснованные 20% ожидает та же участь. И этот конфликт в историю российского бизнеса войдет как пример болезни роста.

Александр Хаминский
юрист
Поделиться