Несмотря на то, что в 2022 году представленность некоторых алкогольных напитков сократилась на фоне логистических трудностей и ухода части зарубежных брендов, ассортимент спиртных напитков понемногу восстанавливается, говорится в исследовании NielsenIQ. Особенно четко это видно в бренди и роме - в этих категориях среднее количество товарных позиций почти достигло прошлогодних значений. Отчасти это удалось сделать благодаря росту локальных товаров на полках магазинов. И в 2023 году фокус на локализацию продолжит активно трансформировать рынок, считают эксперты. При этом, например, в джине борьбу за лояльность покупателей выигрывают местные бренды. По итогам 2022 года в топ-10 новых растущих брендов джина вошли сразу восемь отечественных игроков. Во многом это объясняется тем, что локальные бренды дешевле зарубежных аналогов.
Также доля локальных игроком ощутимо изменилась в пиве: до 2022 года доля импорта росла, но в прошлом году продажи импортных брендов резко замедлились, и тренд изменился на противоположный. "На фоне логистических проблем ассортимент локальной продукции расширился, а ее доля натуральных продаж по итогам года составила почти 70% в категории", - говорится в исследовании.
Тренд на локализацию связан не только с уходом импортных брендов, но и стремлением покупателей к экономии. Цены на локальные марки в среднем в два и более раза дешевле, чем на импортные. Поэтому отечественный оказывается все успешнее на российском рынке.
При этом на рынке продолжается активный запуск новинок. Так, в виски в 2022 году появилось сразу 77 новых брендов, а в джине доля новинок в обороте категории выросла до 10%.
Российские производители продолжат в 2023 году осваивать нишу алкогольных брендов, которые покинули российский рынок - виски, джин, ром и т.п., считает руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. И наверняка будут экспериментировать с непривычными для россиян напитками на основе дистиллятов - например, полугар (хлебное вино) или граппа (виноградный напиток крепостью от 36% до 55%).
Потребители хотят пробовать новинки. Да и в целом категория ликеро-водочных изделий в России "не прокачана", поясняет Шапкин. Если на Западе в моде готовые коктейли, у нас большой потенциал роста имеют наливки, настойки, апперетивы, считает он. Сейчас на долю ликеро-водочных изделий до 25% приходится примерно 0,75% от производства водки, незначительное смещение спроса даст прирост в 2-3 раза по категории.
На результаты этого года будут влиять два основных фактора: курс и спрос, считает исполнительный директор виноторговой компании Fort Александр Липилин. По его мнению, курс будет подрастать, а спрос - снижаться, так как люди стараются экономить. Соответственно, спрос будет перераспределятся в сторону более дешевого сегмента. Он предполагает, что будут расти продажи водки: 15 лет был обратный тренд, а сейчас он вернулся. Также будут продолжать расти игристые вина, так как это глобальный тренд. В крепком алкоголе будут расти российские производители, так как сейчас многие стараются сделать аналоги импортным брендам и выигрывают по цене, соглашается эксперт. А вот в вине рост маловероятен. В импортном вине из-за цены, которая будет зависеть от курса, и снижаться она скорее всего не будет. Цена на российские вина также не будет снижаться, так как они ограничены объемом виноградников, поясняет Липилин.