О музыкальном освоении Сибири народный артист, чье творческое и человеческое становление проходило в Новосибирске, думал давно. Когда в городе появилась достойная концертная площадка, Государственный концертный зал имени Арнольда Каца, появилась возможность дать старт Транссибирскому Арт-фестивалю. Музыкальная жизнь в этих славных местах закипела с впечатляющей силой. В первый же год по приглашению Вадима Репина приехали знаменитый дирижер Кент Нагано, итальянский виолончелист Марио Брунелло и главные российские звезды: Валерий Гергиев, Николай Луганский, Ольга Бородина.
От года к году фестиваль развивается стремительно и по нарастающей: даже в непростые пандемийные и современные времена концепция фестиваля, ориентированная на высокое качество, не дает сбоев. Юбилейный Х Транссибирский Арт-фестиваль в 2023 году проходит в Красноярске, Барнауле, Омске, Санкт-Петербурге, Самаре, Москве и других городах. "Столицей" по-прежнему остается Новосибирск. Широкий жанровый спектр форума отражают участники: пианисты Вадим Руденко, Екатерина Мечетина и специально прилетевший из Швейцарии Константин Лифшиц, певицы Ольга Перетятько и Вероника Джиоева, дирижеры Димитрис Ботинис, Алессандро Кадарио, Андрес Мустонен и Юрий Башмет, артисты балета Большого театра во главе со Светланой Захаровой, актеры Евгений Миронов, Дарья Мороз и не только.
Концерты в Новосибирске проходят практически каждый день - похоже, публика не хочет выбирать лучшее из лучшего, посещает все, в залах неизменные аншлаги. Например, на концерте Владимира Спивакова с "Виртуозами Москвы" слушателей пришлось размещать даже на сцене. И за такой живой интерес им воздавалось сполна: тончайший слух, опыт, собственное исполнительское мастерство и умение детально работать с камерным составом позволяют маэстро добиваться высокого класса.
Adagio из Пасхальной оратории Баха определило эмоциональный "градус" вечера, ключевым акцентом которого стал знаменитый Восьмой струнный квартет Шостаковича, названный впоследствии Камерной симфонией и отражающий сложнейшую судьбу композитора. Гобоист Эмиль Мирославский солировал в Concerto grosso Телемана, где партитура со струнными и бассо континуо подразумевает яркие динамические и темповые контрасты. Необходимую виртуозность не только техники, но и интеллектуального музыкантского мышления солист, опираясь на продуманную и четкую интерпретацию дирижера, продемонстрировал замечательно.
Инструментальную музыку, на которую явно делается фестивальный акцент, периодически "теснят" и другие интересные события. Например, ежегодно для сибирской публики выступает выдающаяся балерина современности Светлана Захарова, супруга Вадима Репина. Вместе они несколько лет назад создали программу "Па-де-де на пальцах и для пальцев": и по свидетельству очевидцев, ни разу не повторяют ее один в один, все время обновляют и дополняют композиционную основу. Теперь же настало время, когда Светлана Захарова решила представить на сцене Новосибирского театра спектакль Modanse, премьера которого в 2019 году с успехом прошла в Большом театре.
Вечер двух одноактных балетов открывает действо в постановке Мауро Бигонцетти, насыщенное двусмысленностью и символикой, с интригующим названием "Как дыхание". Современная хореография под барочную музыку Генделя подчеркивает разные грани человеческой психофизики: внутренние переживания, необузданный темперамент, проблемы отношений между людьми, разные проявления любви. Такой эксперимент воспринимается свежо и органично, органично совпадает с генделевским стилем - удачный музыкальный выбор; неизвестно, сработал ли бы этот прием под сочинения Баха, например.
Вторая часть Modanse решена как бенефис Светланы Захаровой, демонстрирующей блестящую форму и харизматичный драматический талант в балете "Габриэль Шанель", рассказывающем о судьбе одной из величайших женщин XX века. Композитор Илья Демуцкий, хореограф Юрий Посохов, режиссер и автор либретто Алексей Франдетти создали понятный, доступный и выразительный спектакль в эстетике нуар. Всего лишь за час кинематографично проносится жизнь Коко Шанель: ее юношеский вокальный дебют в кабаре, первые успехи в амплуа кутюрье, момент создания самого знаменитого аромата, дружба с "Русскими сезонами" и лично с Сергеем Дягилевым. Конечно, доминанта истории - роман с Боем Кейпелом. Известно, что прима-балерина, готовясь к этой партии, побывала в квартире Шанель на Рю Камбон, где сохранилась ее прижизненная обстановка, напоминающая византийскую роскошь. Кстати, Светлана Захарова на сцене даже внешне была сильно похожа на Коко - творческая вершина оказалась взятой во всех нюансах.
Фестиваль традиционно не обходится без премьер. В предыдущие годы впервые исполнялись сочинения Энйотта Шнайдера, Софии Губайдулиной, Арво Пярта, Александра Раскатова и других авторов. Многие из них посвящены Вадиму Репину, и новый Концерт для скрипки с оркестром Полада Бюльбюль оглы не стал исключением - музыканты впервые играли его в Баку, затем в рамках премьерного российского тура уже успели показать в Красноярске, теперь настала очередь Новосибирска.
Мы знаем этого композитора как самобытного мелодиста - разные поколения любят его песни, не говоря уже о культовой киномузыке. Безусловно, фундаментальное профессиональное образование, полученное в классе Кара Караева, помогает Бюльбюлю уверенно чувствовать себя и в академическом направлении - чувствуется проработка инструментовки, интересны тембровые сочетания, особенно в области ударных инструментов, помогающих интонационному строю высветить азербайджанский колорит. Самой вдохновенной частью в контексте трехчастного цикла остается вторая, с которой все начиналось: идея довести сочинение до "классического стандарта" возникла после органично сложившейся концертной пьесы "Элегия", переработанной теперь в медленную часть. Лучшим образом сочинение представил Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Сергея Скрипки - признанного мэтра именно киномузыкального жанра, черты которого определяют свойства этой музыки.
Концерт Бюльбюля скоро прозвучит и в Москве, как и вторая фестивальная премьера - также Скрипичный концерт, но (отчасти неожиданно) написанный пианистом Михаилом Плетневым. Отчасти, поскольку раньше музыкант композиторские опыты, в которых слышно отражение его непростого внутреннего мира, посвящал преимущественно своему инструменту. К новому интригующему опусу уже заведомо приковано внимание меломанов, впрочем, публику явно захватывает вся насыщенная и разнообразная программа Транссибирского Арт-фестиваля, а это главный показатель того, что дело Вадима Репина необходимо и важно.