За что Михаил Булгаков в одном из своих фельетонов высмеивал начальника рыбного склада? Как и зачем жена голландского юриста обратила мужа в книги? И что такое букшелфи?
На эти вопросы ответит книга филолога, специалиста по книговедению и читательским практикам, исследователя и популяризатор книжной культуры, доктора педагогических наук Юлии Щербининой. Издание - своеобразная альтернативная история книги и первое в России системное исследование репрезентаций книги в изобразительном искусстве и арт-пространстве. Автор предлагает внимательнее присмотреться к тому, как человек научился ценить в книге не столько содержание, сколько внешнюю оболочку, превращая книги в иные предметы, изготавливая книжные муляжи, украшая обманками интерьеры, используя изображения книг в живописи. От фляги в виде томика стихов Франческо Петрарки до "книжного туалета" - модной аристократической забавы начала XVIII века. Найдутся здесь и шокирующие факты о библиофеноменах разных эпох.
"Книга была хлебом насущным, сердцем глаголющим, мечом карающим, пластырем врачующим. Да чем только не была! Сегодня она давно уже не святыня - просто вещь. Точнее, даже вещица, притом якобы нуждающаяся в "обновляющих" и "улучшающих" изменениях, некоем "апгрейде". И вот уже вместо картины мира мы видим картинку мира, набор пикселей на мониторах", - пишет автор.
Издание наполнено самыми разнообразными иллюстрациями: здесь найдутся малоизвестные произведения живописи, графики, прикладного творчества. Благодаря этому книгу интересно не только читать, но и разглядывать. Например, карикатуру "Книжный мясники у себя дома" или книготорговку, наряженную в роскошный библиокостюм с кокетливым чепцом в виде перевязанного ленточкой приоткрытого томика.
Автор этой книги Шейла Фицпатрик - заслуженный профессор российской истории Чикагского университета, история Советского союза давно находится под ее пристальным вниманием. В числе ее книг - "Повседневный сталинизм: социальная история Советской России в 30-е годы. Город", "Русская революция" и "Команда Сталина: годы опасной жизни в советской политике".
Книга - емкое, живое и достоверное повествование о непростой истории СССР, в которой автор старается разобраться по-честному, исследуя парадоксы советского эксперимента. Здесь множество ярких деталей, неожиданных ракурсов, остроумных замечаний и простой жизни советских людей. "Я считаю, что в человеческой истории предопределенности не больше, чем в составляющих ее судьбах отдельных людей. Все и всегда могло обернуться иначе - это касается и случайных встреч, и глобальных катаклизмов, и смертей, и разводов, и пандемий", - пишет Фицпатрик. Это не советская и не антисоветская книга, это история большой страны, рассказанная человеком непредвзято, не изнутри, а со стороны.
Убьет ли нас постоянное стремление сделать жизнь комфортнее? Почему города так притягательны и как будут выглядеть мегаполисы в 2050 году? Как научиться выживать в эпоху непрерывной слежки? Можно ли внести изменения в культурный код, опирающийся на десятки поколений предков?
Об этом и многом другом вы узнаете из книги известного писателя Вадима Панова, который впервые взялся за нон-фикшн книгу. И, надо сказать, у него получилось легко и увлекательно рассказать о перспективах жизни человека в эпоху Четвертой революции. Автор "Герметикона" и "Тайного города" заглянул в будущее не как писатель-фантаст, выдумав новый мир, а более приземленно, оттолкнувшись от современных реалий и предпосылок. Цифровые технологии представляют собой инструменты невиданной силы, которые дают людям возможность воплотить в реальность то, о чем еще полвека назад можно было только мечтать.
"Никто из нас не живет "сейчас" - мы мчимся вперед со скоростью нашей реальности. И только в одну сторону - ведь время необратимо. Мы живем не сейчас, а вперед, и поэтому не можем не думать о будущем, ведь будущее - это и есть жизнь", - уверен Панов.
Он предлагает совершить путешествие в середину XXI века, когда все им описанное будет реализовано и "человечество постепенно окажется внутри необычайно комфортного, привлекательного, постоянно развивающегося симулятора". Эта книга отличная возможность задуматься: а нравится ли нам такое будущее или, может быть, еще есть время и возможность что-то изменить?
Конюшня Юрия Роста - место знаковое: мастерская Юрия Михайловича и место встречи с друзьями, где, помимо работы, случались неспешные беседы на самые важные и сокровенные темы. К слову сказать, в этом знаковом месте в XIX веке действительно была конюшня чаезаводчиков Боткиных. А когда место преобразилось в мастерскую, в гостях у Роста Норштейн рисовал на стенах Ежика и Волчка, Белла Ахмадулина писала стихи, а потом с Мариной Неёловой танцевала рок-н-ролл… Эта книга - "собранье пестрых глав" из 25 интервью Юрия Роста с этими и другими людьми эпохи.
Мы так часто разговариваем цитатами из народных комедий Леонида Гайдая, что сами этого не замечаем. "Кто не работает, тот ест. Учись, студент!", "Замуровали демоны!", "Студентка, комсомолка, спортсменка, наконец, она просто красавица!", - все они стали крылатыми фразами, а фильмы мастера - частью культурного багажа всего позднесоветского и большой части постсоветского обществ. Но серьезных работ по своеобразию авторского киноязыка культового режиссер до сих пор так и не появилось. Этот сборник - первая попытка подойти научно к наследию знаменитого режиссера. "Рассуждая непосредственно о фильмах гения, замечу, что у них есть одно общее свойство. Они заняты поиском эксцентрических ситуаций или же просто гэгов в жизни советского социума. Причем их непосредственного проявления в этой жизни. В целом проблема эволюции Гайдая так пока и не поставлена", - пишет в предисловии к книге киновед Андрей Шемякин. Здесь собраны статьи Елены и Александра Прохоровых, Марка Липовецкого, Марии Майофис, Ильи Кукулина и других известных исследователей культуры, которые открывают неожиданные стороны кинодраматургии Гайдая.
Эта книга - дань памяти ушедшего в 2020 году публициста и кинокритика Александра Тимофеевского. Татьяна Толстая бережно собрала в ней коллекцию тонкой прозы, остроумных и порой печальных эссе и бесед с Тимофеевским: блестящие диалоги о литературе, кинематографе, русской истории и характере. Здесь же воспоминания о нем, написанные друзьями и близкими: Дмитрием Воденниковым, Татьяной Москвиной, Львом Лурье и многими другими.
В новой книге Василий Авченко остается верен своей главной теме - Дальнему Востоку. Его новая книга о судьбе военного летчика Льва Колесникова, но также и о неизвестных страницах истории нашей страны. Колесников был бесстрашным пилотом, настоящим асом, влюбленным в небо, однако не стал так знаменит, как Валерий Чкалов. Участвовал в Корейской войне 1950-1953 гг. Дальше - космическая и лунная гонки США и СССР, к которой он также оказался причастен. "Красное небо" - история об авиации, о подвигах летчиков, о героях, которые остаются на вторых ролях, о страсти к писательству нескольких поколений, об освоении русскими Дальнего Востока, о политике и ее вмешательстве в жизнь простых людей…
Имажинизм - литературное объединение русских поэтов серебряного века, существовавшее в 1918-1925 годы. Его главными участниками и основными хулиганами были Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф, считавшие, что цель творчества состоит в создании образа. "Азбука имажинизма" - краткий, но емкий путеводитель по истории этого бунтарского литературного движения. Эта "поэтическая банда" стояла у истоков современного акционизма, соперничала с ведущими художественными течениями своего времени, вступала в борьбу с государственными институтами, эпатировала обывателя и неплохо зарабатывала на подобной саморекламе, а также на издании и продаже книг.
Почему великий бог Кугу Юмо поднял небо высоко над землей? Кто является людям в образе разрушительного смерча? Какая из птиц олицетворяет женское начало? И что делать во время разгула нечистой силы?
Об этом и не только расскажет Татьяна Муравьева - историк, художник, сотрудник Государственного исторического музея, автор книг о русских сказках и былинах, московских живописцах и усадьбах, мифологии Египта, Индии, Восточной Европы и России. В этой книге автор предлагает сложить воедино красивую и поэтичную картину из богов и героев, богатырей и колдунов, священных животных, духов-хозяев, домовых и великанов.