Почти неделю журналисты российских, белорусских и союзных СМИ провели в Минске. В рамках пресс-тура, посвященного Дню единения народов Беларуси и России, им показали ведущие научные, промышленные и медицинские предприятия Беларуси. Главная цель, которую ставили перед собой организаторы поездки (а это Постоянный Комитет Союзного государства при содействии Национального пресс-центра Беларуси), - дать возможность своими глазами увидеть, как решается проблема импортозамещения в ключевых секторах экономики.
На зеленом самосвале
"Пощупать" своими руками союзный результат импортозамещения журналисты смогли на БЕЛАЗе, поднявшись на палубу самого большого в мире карьерного самосвала грузоподъемностью 450 тонн.
Так же журналистам впервые показали инновационные разработки - газовый БЕЛАЗ, а также "зеленый" самосвал на аккумуляторных батареях. Совместные белорусско-российские проекты приехали прямиком с испытательного полигона.
Как рассказал заместитель гендиректора по стратегическому развитию и корпоративному управлению предприятия Алексей Грачев, БЕЛАЗ сегодня реализует ряд инновационных проектов с партнерами из России. "Заводские испытания проходит 90-тонный самосвал БЕЛАЗ с газотурбинным двигателем компании "Калужский двигатель". В сегменте грузоподъемности 130 тонн перспективной разработкой является самосвал с гибридной схемой работы, где используется дизель-генератор малой мощности Ярославского моторного завода и аккумуляторные батареи, - отметил Алексей Грачев. - Совместно с партнерами из России мы также создали 220-тонный самосвал БЕЛАЗ с двигателем Коломенского завода, который сейчас тестируется на предприятии. Мы рассчитываем, что в апреле он начнет эксплуатационные испытания у потребителя в России". По словам нашего визави, за последние годы завод перестал покупать около полутора тысяч импортных комплектующих. Стать технологически независимым ему помогла Россия. Заводы-партнеры доработали двигатели, насосы, электрику. А как же иначе: Россия сегодня - ключевой потребитель карьерной техники завода. В прошлом году БЕЛАЗ поставил в Россию продукцию на общую сумму более 800 миллионов долларов.
Впрочем, активно работает с Россией не только белорусский гигант. Почти 80 процентов своей продукции - стекла для пассажирского, сельскохозяйственного транспорта и спецтехники - поставляет в соседнее государство белорусское предприятие "КУВО", с производством которого журналисты ознакомились, посещая индустриальный парк "Великий камень".
Парк расположен в 25 км от Минска в уникальном природном комплексе и в непосредственной близости от международного аэропорта, железнодорожных путей, транснациональной автомобильной магистрали Берлин - Москва. Как отметил глава администрации парка Александр Ярошенко, "Великий камень" - это новая высокотехнологичная международная площадка для ведения бизнеса.
"Сегодня российским компаниям, и не только, мы готовы предоставить доступ к готовой производственной, инженерно-транспортной, таможенной и социально-административной инфраструктуре, а также значительным налоговым преференциям и особой системе обслуживания бизнеса для быстрого и успешного развития", - подчеркнул Александр Ярошенко. По его словам, уже шесть российских проектов развиваются и производят свою продукцию и услуги на территории парка. Это предприятия и стартапы в сферах машиностроения, медицины, фармацевтики, логистики и информационной коммерции.
Держать спинку
Совместные инновационные разработки сегодня готовы предложить гражданам Союзного государства белорусские и российские медики. Республиканский научно-практический центр травматологии и ортопедии - еще одна остановка журналистов. Центр - участник программы Союзного государства "Спинальные системы". Программа была разработана с целью помощи детям с особенностями тяжелого течения врожденных пороков позвоночника. Она позволила создать методы диагностики и лечения детей в раннем возрасте. В ее рамках были созданы уникальные спинальные системы, которые запатентовали как на территории Беларуси, так и на территории России.
Как рассказал замдиректора по научной работе РНПЦ травматологии и ортопедии Виктор Аносов, союзная программа, которая продолжалась четыре года и финишировала в 2020 году, оказалась успешной, однако некоторые вопросы остались нерешенными. Именно поэтому сейчас идет работа над продолжением программы "Спинальные системы-2". По словам замдиректора, сегодня РНПЦ травматологии и ортопедии активно сотрудничает с российскими коллегами по различным направлениям. На подходе - еще одна перспективная разработка российских и белорусских ученых: программа Союзного государства по созданию производства эндопротезов для лечения заболеваний суставов. Создается она специалистами РНПЦ и Самарского университета. Уникальная разработка белорусских и российских ученых поможет максимально сохранить подвижность суставов.
Россияне - сладкоежки
Завершающая часть деловой программы оказалась "сладкой": журналистам показали, как работает легендарная белорусская кондитерская фабрика "Коммунарка", - ее история началась в 1905 году! Сегодня весь производственный процесс - от замеса начинки до упаковки готовой продукции - полностью роботизирован. Мы стали свидетелями рождения молочного шоколада с кокосовой нугой, партия которого будет отправлена прямиком в российские магазины. Заместитель гендиректора по коммерческим вопросам СОАО "Коммунарка" Светлана Гонтарева пояснила, что от всего объема производимой продукции на экспорт идет практически половина. В Россию поставляется 90 процентов от этого количества. Товар поступает в 68 регионов РФ. Самые большие сладкоежки - Москва и Санкт-Петербург. Очень любят россияне шоколад "Трюфель" и конфеты "Беловежская пуща". На белорусском рынке среди сладкоежек лидирует Минск, а особой популярностью пользуются у минчан конфеты "Столичные". Среди вкусных новинок - батончики без сахара. Руководство фабрики пообещало, что в России они появятся к осени.