06.04.2023 11:24
Поделиться

Как две воспитательницы построили служебное жилье для омских чиновников

Омички Ольга Лопатьева и Наталья Анисимова перед выходом на пенсию остались без крыши над головой. Дом, который воспитательницы Кировского детского дома-интерната построили за свой собственный счет, по документам оказался служебным жильем. В непростой ситуации разбирался корреспондент "РГ".
У воспитательниц сохранились все чеки и фотографии,
подтверждающие начало стройки.
У воспитательниц сохранились все чеки и фотографии, подтверждающие начало стройки. / Наталья Граф

В редакцию "Российской газеты" в Омске обратился безрукий сирота Серик Отынчинов, которому мы всем миром помогали в решении жилищных проблем.

- Моя воспитательница Ольга Юрьевна оказалась в большой беде, - рассказал Серик. - Она отдала Кировскому дому-интернату много лет своей жизни. Возилась с нами как со своими родными детьми. Только благодаря ей я научился читать, встал на лыжи и поверил в свои силы. А теперь на старости лет ей некуда податься.

На работу в интернат для детей с ограниченными возможностями Лопатьева устроилась еще в 1999 году. Сразу же встала в очередь на жилье. Но шансов получить квартиру практически не было: нуждающихся слишком много. Тогда в 2009 году профсоюз предложил ей и еще одной воспитательнице Наталье Анисимовой построить дом самостоятельно. Женщинам выделили заброшенную железобетонную коробку на окраине поселка, неподалеку от детского дома.

- Выбора не было, поэтому мы согласились, - рассказывает Лопатьева. - Руководство интерната пообещало, что, когда жилье будет введено в эксплуатацию, с нами заключат договора соцнайма и мы сможем законно его приватизировать.

Чтобы начать стройку, семьи влезли в кредиты. Оказалось, что фундамент под коробкой давно провалился. Фактически начинали с нуля.

- Пришлось нанимать крановщика, разбирать бетонные блоки, восстанавливать фундамент, - вспоминает Лопатьева. - Отмечу, что на работе нам не выделили ни копейки. Но мы справились. Молодые были, дружные. Работа кипела.

Долгожданное новоселье праздновали вместе с воспитанниками.

- Я тогда впервые в жизни попробовал шашлык, - признается Серик.

Но когда пришло время оформлять документы, радости поубавилось. Выяснилось, что двухквартирный дом по улице Челябинской имеет статус незаконной постройки. Для того, чтобы ввести данный объект в эксплуатацию, Минимущества региона обратилось в суд.

- Не переживайте, - объяснили воспитательницам юристы дома-интерната. - Ведомство оформит здание в собственность, передаст нам в оперативное управление, а потом уже и решим, как быть.

Долгожданное новоселье праздновали вместе с воспитанниками. А затем выяснилось, что двухквартирный дом имеет статус незаконной постройки

Однако вместо обещанных договоров социального найма с воспитательницами заключили договора найма служебного жилья. И только спустя время не подкованные в юридических вопросах омички поняли, что они за свой счет построили дома не себе, а… Министерству имущества. Шокированные воспитательницы обратились в суд с требованием переоформить жилье в свою собственность. Но ожидаемо его проиграли. Ведь по закону приватизировать служебное жилье практически невозможно.

- Получается, что нас намеренно обманули, - едва сдерживает слезы Лопатьева.

У нее до сих пор бережно хранятся фотографии со стройки. Вот ее еще полный надежд супруг Александр Иванович стоит у покосившейся коробки без окон и дверей. А вот он радуется - купили кирпичи. И чеки, подтверждающие все затраты. На покупку окон, дверей, цемента, песка... Общей суммой на полтора миллиона рублей. У соседки Анисимовой чеков почти на один миллион рублей. А сколько было вложено сил и здоровья, никто не считал.

Все эти годы семьи благоустраивали жилье как могли. Провели в квартиру воду, подключили канализацию, разбили участки под сад и огород. Возводили усадьбу по кирпичику. Думали, что будет родовое гнездо. А выходит, что старались не для себя, а для правительства Омской области.

Тогда воспитательницы обратились в суд с другими требованиями. Взыскать с Минимущества все деньги, потраченные на строительство. Конечно, с учетом инфляции это не великая сумма. Ведь по оценке экспертов квартира Лопатьевой сегодня стоит больше 3 миллионов рублей. Но хотя бы комнату в коммуналке купить. И восстановить хоть какую-то справедливость. Но суд отказал. Истекли сроки давности.

- Вскоре мой муж умер от сердечного приступа. Очень переживал и не выдержал, - говорит Лопатьева. - И у меня начались проблемы со здоровьем. В интернате я проработала четверть века. Воспитанники здесь непростые, с особенностями развития. Порой прихожу со смены вся в синяках. Но я отдавала детям всю душу. А теперь мне уже 60 лет, давление поднимается, пора бы и на заслуженный отдых. Но не могу уйти. Держусь из последних сил.

Согласно договору, после увольнения или выхода на пенсию воспитательницы должны покинуть служебное помещение в течение трех рабочих дней.

В сердцах Ольга Юрьевна пообещала разобрать свою квартиру до состояния выделенной ей коробки - продать окна и двери. В ответ чиновники пригрозили ей очередными судебными разбирательствами.

- В Министерстве имущества региона мне пояснили, что мои в этой квартире только ложки и вилки, - вздыхает Ольга Юрьевна.

А на прошлой неделе "проблемных" воспитательниц ждал еще один "сюрприз" от ведомства. Им сообщили, что с апреля они обязаны платить за то, что проживают в служебном жилье. Согласно расчетам - около 10 тысяч рублей в месяц.

- Мы до сих пор не можем прийти в себя, - плачут потрясенные женщины. - Мало того, что построили квартиры за свой счет, так теперь должны еще и оплачивать их аренду.

Зарплаты у соцработников, мягко говоря, невысокие. Около 30 тысяч рублей. На оплату "коммуналки" и аренду служебного жилья уйдет половина дохода. Поддержать финансово воспитательниц некому. Дети Лопатьевой сами снимают квартиры в городе. А у Анисимовой дочка-школьница и мобилизованный сын.

- В правительстве региона обещали всячески помогать матерям тех, кто в данный момент находится "за ленточкой" и защищает Родину. Но, видимо, я не вхожу в их число, - сетует Наталья.

В Минимущества региона "РГ" заявили, что в сложившейся ситуации виноваты руководители дома-интерната и профсоюзного комитета учреждения, работавшие в 2010 году. В суде было установлено, что они не имели права распоряжаться земельным участком и возведенным на нем объектом незавершенного строительства.

- Решение данных лиц являлось ничтожным, недействительным с момента его принятия независимо от признания или непризнания его таковым судом, - поясняют в ведомстве.

Но есть ли смысл искать виновных спустя годы? Не лучше ли озаботиться поиском выхода из данной ситуации? Закон о приватизации позволяет приватизировать служебное жилье в том случае, если собственник согласится исключить данную жилую площадь из своего жилого фонда.

Однако, по всей видимости, чиновники не в силах отказаться от двух просторных благоустроенных квартир, с любовью построенных воспитательницами.

Комментарий

Лилия Гулиева, заместитель министра имущественных отношений Омской области:

- Граждан из служебного жилого помещения, находящегося в ведении областного учреждения "Кировский дом-интернат для умственно-отсталых детей", никто не выселяет и не будет выселять.

Минимуществом проанализирован договор на предоставление областным учреждением "Кировский дом-интернат для умственно-отсталых детей" служебного жилья. Положение договора об освобождении жилого помещения в течение трех дней после увольнения не соответствует жилищному законодательству при уходе соцработника на пенсию. Учреждению разъяснена необходимость исключения этого пункта из договора.

Установление платы за найм жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления. На территории города Омска плата за найм устанавливается правовыми актами Администрации города Омска. Для урегулирования размера платы подготовлено и направлено обращение в городскую администрацию для рассмотрения возможности применения понижающих коэффициентов.

К сожалению, не все вопросы по приватизации служебного жилья урегулированы законодательством. Действующей нормой Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что служебные жилые помещения не подлежат приватизации. На сегодняшний день законодательно не предусмотрены случаи приватизации служебного жилья для социальных работников. Возможные правовые механизмы решения этого вопроса будут рассмотрены совместно с отраслевым Министерством труда и социального развития Омской области.

P. S.

Следственный комитет РФ по Омской области, узнав о ситуации из публикации "РГ", начал проверку по факту нарушения жилищных прав воспитательниц.