"СОЮЗ" расспросил своих читателей в Беларуси и России, часто ли они жалуются
Алина Лещинская, студентка, Минск:
- Ни разу в жизни не пользовалась жалобной книгой. Если не нравится услуга, просто не оплачиваю ее или прошу вернуть деньги. Последний раз так было в салоне красоты. Делала маникюр, и мастер плохо просушила гель-лак. Времени все переделывать не было, так что просто сняла покрытие на ногтях и ушла. Больше в этот салон не хожу.
Георгий Будагов, пенсионер, Узда:
- Такая книга для замечаний и предложений нужна. Вот, например, приходишь в магазин, а тебе продали просрочку. Что делать? Можно, конечно, поругаться с продавцом и отдать обратно залежалый товар, но этого недостаточно. Где гарантия, что его обратно не положат на прилавок? А вот если написать в жалобной книге об инциденте, при проверке комиссия обратит внимание на замечание покупателя и спрос с магазина будет строже. Выпишут штраф.
Иван Зуевич, работник ЖКХ, Гродно:
- В наше время жалобная книга теряет актуальность. На сайтах крупных магазинов есть телефоны горячей линии. Позвонив по номеру, можно рассказать про некачественный товар и плохое обслуживание. В интернет-магазинах к покупателям тоже прислушиваются. Как-то заказал набор инструментов. Прислали с дефектом. Позвонил в тот же день, и курьер забрал обратно, а деньги вернули. Ну а если бы отказали, можно обратиться в Министерство торговли или Общество защиты прав потребителей.
Вячеслав Тэн, юрист, Ростов-на-Дону:
- Мне не раз приходилось прибегать к помощи книги жалоб и предложений в решении проблем, начиная от претензий к работе банков до плохого обслуживания в магазине. Это всегда помогало. Недавно с помощью "волшебной" книги добился регулярной доставки газеты на дом по подписке. Конечно, для нас, потребителей, такой инструмент воздействия как книга жалоб - это хорошо. Для предпринимателя - не очень, так как является основанием для проверок надзирающими органами. А если проверяющий придет, то какое-нибудь нарушение все равно найдет.
Елена Климкина, дизайнер, Саранск:
- Считаю, что книгу жалоб нужно оставить для людей старшего поколения. Для тех, кто помоложе, конечно, это уже архаизм. По своему опыту знаю, что сегодня гораздо эффективнее работают отзывы в соцсетях, в официальных группах компаний и ведомств.
Татьяна Пешкова, пенсионерка, Уфа:
- В середине 90-х, когда мы сметали все, что появлялось на прилавке, я увидела однажды в витрине кроссовки. А так как из-за наплыва покупателей негде было встать, решила обувку не мерить. Дома меня ждало полное разочарование: кроссовки оказались на одну ногу - правую. Я принесла их обратно с желанием поменять, но, увы... Кто-то купил две левых кроссовки. Я в отчаянии попросила вернуть мне деньги, а, когда получила отказ, потребовала жалобную книгу. Написала, что продавцам надо быть внимательнее и помнить, что у людей одна нога - правая, а другая - левая. Но больше никогда я жалобы не писала, к счастью.