За опасное вождение штраф пока выписывать не будут
Напомним, еще в 2016 году в Правила дорожного движения вошло понятие "опасное вождение", а также запрет на него. Однако до сих пор ответственность за такое нарушение не предусмотрена. Связано это со многими обстоятельствами. Например, с самой формулировкой того, что считать "опасным вождением". Она слишком сложна.
Судите сами. Под этим понятием понимается неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом нарушений. Например, невыполнение при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения, перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. Также несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства, несоблюдение бокового интервала. Кроме того, резкое торможение, если оно не требуется для предотвращения ДТП. А еще - препятствование обгону.
И все это должно быть наказуемо, только если такие действия повлекли создание водителем ситуации, при которой его движение создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения машин или причинения иного материального ущерба.
Законопроект, который был принят в первом чтении, предусматривал наказание за такое нарушение в виде штрафа 5 тысяч рублей. При этом назначать это наказание могли сотрудники Госавтоинспекции.
Очевидно, что сама формулировка "опасного вождения" слишком сложна для того, чтобы выносить по ней наказания. На это и указал профильный Комитет Госдумы, предлагая отклонить законопроект.
Напомним, что вообще под этой формулировкой подразумевалось. У нас на дорогах довольно много лихачей, которые стремятся обойти транспортный поток всеми способами. Не только по встречке (за что есть специальное наказание) или по обочине, что тоже наказывается. Есть те, которые постоянно перестраиваются, причем наплевав на других водителей. Есть так называемые "учителя", которые, посчитав себя обиженными, влезают перед якобы обидчиком и начинают резко тормозить. Способов борьбы с ними до сих пор нет. И, судя по всему, в ближайшее время не предвидится.
Согласно заключению Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству, подписанному его председателем Павлом Крашенинниковым, термин "опасное вождение" содержит элемент правовой неопределенности, что может повлечь его расширительное толкование при рассмотрении дел об административных правонарушениях на практике.
"Принимая во внимание, что опасное вождение фактически относится к грубым нарушениям Правил дорожного движения Российской Федерации, представляется целесообразным проработать вопрос о наделении судей полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях указанной категории", - сказано в заключении.
Таким образом, принятие и дальнейшая реализация проектируемых изменений представляется возможным после уточнения термина "опасное вождение" в Правилах дорожного движения и комплексной доработки законопроекта.
Но, как указано в этом заключении, в правила никакие поправки в части "опасного вождения" не вносились. Формулировки не менялись. Поправки в предложенный законопроект, которые бы конкретизировали, за что будут наказывать водителей на дороге, также не предлагались. А поэтому законопроект было предложено отклонить.
Интересно, что законопроект отклонили абсолютным большинством голосов. Но перед голосованием он вызвал споры. Так, например, глава Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов выступил против. Он обосновал свою позицию тем, что такие "учителя", "шашечники", а также прочие злостные нарушители уходят от ответственности. И поэтому, раз этот законопроект отклонен, то он с группой депутатов снова внесет свой законопроект.
"Российская газета" о нем уже писала. Напомним основные его позиции. КоАП предлагалось дополнить статьей 12.18.1. В ней "умышленное опасное (агрессивное) вождение, повлекшее угрозу возникновения аварийной ситуации или угрозу безопасности другим участникам дорожного движения", предлагалось наказывать штрафом 5 тысяч рублей. А за повторное нарушение - штрафом от 5 до 10 тысяч рублей или лишением прав до 1 года. При этом полномочиями по рассмотрению таких дел должны наделяться только судьи.
Кроме того, в предлагаемом варианте статьи было примечание, в котором сказано, что обязательное условие привлечения водителя к ответственности - наличие доказательств нарушения в виде видеозаписи.
Но именно это стало и поводом для отрицательного отзыва правительства. Как следует из его заключения, согласно главе 26 кодекса, никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Поэтому указание в кодексе, что только таким образом выявляется нарушение - недопустимо. С другой стороны, а как еще его выявлять? Автоматические камеры не могут проследить на длительном расстоянии движение машины. Как правило, они работают в диапазоне 300 метров. А автомобиль при ограничении скорости 60 км/ч проезжает за 1 секунду почти 17метров.
Инспектор ГИБДД по закону о полиции должен вообще не допустить второго нарушения, а пресечь первое. То есть состава опасного вождения не получается.
Поэтому эта история остается в подвешенном состоянии.