Первая партия иранских седанов уже поступила в Россию, рассказали представители дилерского холдинга "Рольф". Речь идет об автомобиле IKCO Tara, в основе которого лежит французская платформа PSA PF1. Модель Tara построена на базе Peugeot 301. Под капотом 1,6-литровый мотор мощностью 113 лошадиных сил.
По информации дилера, автомобиль будет предлагаться по цене 1,529 миллиона рублей за вариант с механической коробкой передач и за 1,7 миллиона с шестиступенчатым "автоматом". Пока ввезена партия из 30 машин, ожидается поставка еще 60 автомобилей. В дальнейшем не исключается поставка и других седанов компании Iran Khodro.
Старт продаж другой иранской марки - Saipa - ожидается в начале июня. Об этом ранее сообщила компания "Бест-моторс". К этому моменту в Россию планируется доставить первую партию автомобилей в количестве одной тысячи штук. Причем, по словам гендиректора компании Александра Степанова, она будет ввезена с использованием механизма параллельного импорта, без получения ОТТС (одобрение типа транспортного средства). Всего в первый год компания планирует продать не менее 10 тысяч автомобилей.
Россиянам предложат три модели производства Saipa: Shahin, Saina и Quik. Saipa Shahin - это седан, построенный на платформе Toyota B. Его длина - 4,446 метра. Он оснащен двигателем объемом 1,5 литра, мощностью 110 лошадиных сил и пятиступенчатой механической коробкой передач.
Saipa Saina и Saipa Quik - это седан и хэтчбек на платформе Kia Pride. Длина моделей 4,105 и 4,005 метра соответственно. Под капотом - 87-сильный двигатель объемом 1,5 литра. Saina предлагается с механической коробкой, у Quik есть также опция вариатора.
Цена автомобилей Saipa составит 1-1,7 миллиона рублей, сообщил Александр Степанов. Однако стоимость пока не окончательная, так как дилер отрабатывает схему логистики.
"Судя по обозначенным ценам 1,5-1,7 миллиона рублей, иранские автомобили займут нишу между отечественными Lada (их стоимость начинается от 700-800 тысяч) и китайскими авто, которые сейчас стоят от двух миллионов рублей, - рассказал "РГ" руководитель пресс-службы агентства "Автостат" Азат Тимерханов. - Наверное, будет некоторое разграничение: до 1,5 миллиона рублей - это продукция АвтоВАЗа, выше - иранские автомобили. Но они могут пересечься с китайскими седанами, которые уже начал собирать завод "Автотор".
В целом, по словам эксперта, иранские авто по некоторым параметрам проигрывают китайским, поскольку первые сделаны на базе устаревших моделей Peugeot, Toyota, а у автомобилей из КНР - новые, современные платформы. "С другой стороны, Lada Granta, Niva Legend - тоже устаревшие машины, но они продаются, потому что их цена - самая низкая на рынке. Поэтому если иранцы удержат цены на невысоком уровне, то вполне могут рассчитывать на внимание со стороны российских покупателей", - полагает он.
Автоэксперт Игорь Моржаретто считает, что цена, которую объявили и на ту, и на другую иранскую марку (Saipa и Iran Khodro), несколько завышена.
"Надо понимать, что это старые модели, хотя и причесанные, доведенные до современных требований. И если сравнивать Tara или другие модели, например, с Lada Granta, то плюсы у них в том, что у иранских автомобилей уже есть коробка "автомат" и ABS, - сказал "РГ" эксперт. - Так что иранские автомобили по цене должны быть примерно в паритете с нашими Lada. Если выше, то только за счет "автомата", который в России пока не делают".
Перспектива у иранских автомобилей на нашем рынке есть, но если будет организована их сборка в России, считает Игорь Моржаретто. Тогда цена будет меньше и, вероятно, эти автомобили смогут пойти более широким тиражом.
Кстати, по заявлению "Бест-Моторс", компания уже ведет переговоры с автопроизводителем о локализации производства Saipa в Санкт-Петербурге.
"Если иранские автомобили будут производиться в России, то заявленный уровень цен позволяет им попасть в программу господдержки, там потолок составляет два миллиона рублей, - отметил Азат Тимерханов. - Также локализованное производство дает дополнительную возможность регулировать цену. При импорте она слишком сильно зависит от курса валют".
Кроме того, иранские седаны, по словам эксперта, могут заинтересовать корпоративный сегмент, например, таксопарки и каршеринг. У них сейчас как раз наблюдается дефицит автомобилей, ведь в свободной продаже уже нет Kia Rio, Hyundai Solaris или Skoda Rapid.
"Приход новых автопроизводителей - это хорошо для российского авторынка, тем более в нынешних условиях, - считает эксперт. - Во-первых, выбор становится больше. Во-вторых, пример прихода новых игроков из другой страны может привлечь и других, например, Индию".